Top.Mail.Ru
архив

Старые машины лучше не трогать

Незадолго до обнародования изменений в структуре управления ФСБ, подразумевающих увеличение числа замов руководителя, президент Путин В.В. сообщил о том, что реорганизация силового блока и правоохранительной системы в целом завершена и иных нововведений более не требуется. Прав он хотя бы потому, что основные звенья этой системы должны соответствовать друг другу и функционировать по схожим правилам и принципам. В этом смысле реформирование одной из структур может привести к полному сбою всей системы. Представим на минуту, что суд становится реально независимым и любая попытка надавить на него со стороны власти дает повод для крупного общественного скандала. Вот как станут разворачиваться события. Генпрокуратура, разрабатывая план своих действий и мероприятий, обращается с очередным пожеланием, скажем, в Басманный суд. И вдруг суд заявляет, что вот здесь и вот там нарушены процессуальные правила, и прокуратуре отказывает. Но план-то ее мероприятий вовсе не предусматривает такого – чтобы суд взял да вдруг отказал. В результате могут возникнуть серьезные сбои в таком важном деле, как возбуждение уголовного дела в связи с производственной необходимостью. Тот же беспорядок неизбежен и в обратной ситуации: если суд станет нормально работать, а прокуратура начнет опротестовывать те его решения, которые сочтет неверными с точки зрения и буквы, и духа закона. Нужно уточнить, что речь здесь идет не о тех судебных решениях, которые порой опротестовываются и сейчас – если, к примеру, суд просто вынес оправдательный приговор или не согласился с обвинением. Речь о том, что прокуратура, предположим, может создать прецедент, московский суд примет решение в пользу не московского правительства, а частного лица или какой-нибудь фирмы… – ну и об иных подобных фантазиях. Но ведь и в этом случае система не застрахована от сбоев.

А сейчас – полный порядок. Вот недавно Генпрокуратура произвела проверку прокуратуры московской и поменяла там руководство. Все комментарии на сей счет сводились в основном к попыткам ответить на три вопроса: чейные на чейных наехали, зачем наехали и чейного в результате поставят руководить. Никому и в голову не пришло, что вся эта перетасовка может привести к улучшению прокурорского надзора за соблюдением законности в городе, усилению контроля за деятельностью органов внутренних дел и т.п. Или вот возьмем Госавтоинспекцию. Здесь уж действительно все давно построено так, что принципиально изменить ничего невозможно. Так, для особо нервных есть эффективное нововведение: предложение сфотографировать неправедного инспектора и послать его фото в службу собственной безопасности. Господа хорошие, это сколько же пленки и реактивов придется израсходовать – какое там удвоение ВВП, на пиво бы осталось. И ведь дело в том, что основная функция ГАИ – регулировать дорожное движение, следить за безопасностью и бороться с пробками. Иными словами, делать то, чем она практически не занимается. Но куда в этом случае деть систему самофинансирования: нарушения – выдача номеров и «прав» – регистрация автомобилей – техосмотр – неразрешенные стоянки. Неправильно ведь взять да и лишить одну из правоохранительных структур возможности дополнительного заработка – у всех остальных-то она остается. То есть система перестает быть единой, и в этом случае, конечно, нельзя говорить, что формирование ее полностью завершено. Очевидно, и решение о завершении реорганизации системы было принято именно потому, что бессмысленно изменять отдельные ее части. Поскольку альтернатива этому решению – полная реконструкция правоохранительной системы, что, конечно, необходимо, но нереально. Ведь даже если реформу правоохранительной системы (МВД – Прокуратура – суды) сочтут необходимой, разрабатывать и реализовывать ее – по аналогии с военной реформой – будут сами правоохранители. Соответственно вскоре выяснится, что концепцию нельзя подготовить ранее 2008 года, затраты на реформу составят не менее пятидесяти миллиардов долларов, штаты надо расширить и т.д.

А потому лучше оставить все как есть. Так и решил глава государства. В конце концов население становится избирателем всего раз в четыре года. Всегда можно что-то придумать оригинальное – либо с избирателем, либо с избирательной системой.

Еще по теме