Top.Mail.Ru
архив

Страна невыученных уроков

24.06.201300:00

Мау В.А. Государство и экономика в эпоху реформ и революций (1861-1929). Издание третье, переработанное. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2013. - 512 с. -Тираж 1500 экз.


"Вы знаете, мы все это прописываем в "Стратегии-2020", - с энтузиазмом размахивал руками как-то оказавшийся в соседнем кресле в самолете эксперт из Минздрава. Впрочем, когда "Стратегия" была готова, довольно быстро стало понятно, что исполнять программу, созданную экспертами во главе, в том числе, и с ректором Российской государственной академии народного хозяйства и государственной службы Владимиром Мау, никто не торопится. Да, к "Стратегии" можно по-разному относиться - и по-разному относятся. Но отчасти ответ на вопрос "Почему не торопятся?" можно найти и в новой книжке Владимира Мау "Реформы и догмы. 1861-1929".

В 1993 г. увидели свет "Реформы и догмы. 1914-1929", а сейчас, как видно, автор ушел еще на полсотни лет вглубь времен. И что же там видно? А то, например, что задачи модернизации стоят перед Россией с тех самых пор, так и оставаясь нерешенными. "Смысл экономической политики Российского государства на протяжении последних трех с половиной столетий точнее всего можно определить как догоняющую модернизацию", - констатирует сразу во введении Владимир Мау. И далее: "Этот курс достаточно отчетливо проявляется уже в непродолжительный период правления Софьи Алексеевны и затем приобретает наиболее яркие черты в годы царствования Петра I".

Да что там Петр I! Уже в новейшей истории, в декабре 1999 г., Владимир Путин, будучи премьером, обратил свое внимание и внимание всей страны как на ориентир экономической политики на Португалию, отметив, что российской экономике нужно расти на 8% в год в течение 15 лет, чтобы по размеру ВВП на душу населения догнать португальскую.

Неотъемлемое свойство всякого доброкачественного, а главное, заинтересованно написанного исторического материала - читаться как написанный о сегодняшнем дне или легко экстраполироваться на современность. Новая книга Владимира Мау в этом смысле не исключение. Вот, например, еще одно наблюдение автора: "Иногда стремление к модернизации приводило к результату прямо противоположному - застою. (...) Два наиболее ярких периода застоя - николаевский (1825-1855) и брежневский (1964-1985) - проходили под лозунгами обеспечения устойчивого поступательного развития страны в противовес вредным для России иностранным влияниям".

В целом же "Реформы и догмы" рисуют картину смены в нашей стране либерализма и этатизма как типов мышления и принятия решений, в том числе и в экономике, и опасности превращения каждого из них в фетиш. Догмы, оказывается, на самом деле губительны для реформ, делает вывод автор. Вывод сбалансированный, чтобы не сказать осторожный, тем более для одного из тех, кто стоял у истоков шоковой терапии. Впрочем, сегодня Владимир Мау интегрирован и в нынешнюю систему, что, очевидно, тоже результат правильного баланса.

Аккумулировав обширный научный материал, проанализировав массив документов, Владимир Мау пишет о регулировании экономики в условиях политической стабильности, что неудивительно, и во времена революций, что интригует. В книге идет речь о плановом хозяйстве в условиях рынка, о соотношении экономики и политики, о стоявших за всем этим людях. Здесь есть и рассуждения о принципах, и рассказ о деталях, что в целом создает ощущение повествования не просто познавательного, но и занимательного.


Еще по теме