$ 74.24
 89.58
£ 100.58
¥ 71.52
 83.22
GOLD 1833.45
РТС 1466.50
DJIA 30814.26
NASDAQ 12998.50
персона

Сумочка из жабы, разборки с бывшим заводом Дерипаски и проверка косметики на себе

Андрей Трубников. Фото: ТАСС Андрей Трубников. Фото: ТАСС

В четверг, 7 января, на 62-м году жизни скончался Андрей Трубников, создавший косметические бренды Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи». Бизнесмена называли эксцентричным: на публике он часто появлялся с сумочкой из настоящей жабы, а косметику тестировал на себе. О том, как Трубников пришел в косметический бизнес и чем в нем запомнился, — в материале журнала «Компания».

Первым о смерти бизнесмена сообщил Telegram-канал T-34. Затем об этом сообщил РБК со ссылкой на пресс-секретаря Трубникова. Никаких подробностей произошедшего он не сообщил. Известно лишь, что бизнесмен скончался накануне в своем доме в Подмосковье.

Первые шаги Трубникова в бизнесе начались в конце 1990-х. Тогда он решил заняться импортом алкогольной продукции. На этом поприще предпринимателю не удалось добиться успехов: в 1998-м он разорился после скачка курса доллара.

После этого Трубников попытался устроиться в Procter & Gamble, однако и в этом не преуспел. Бизнесмена не взяли «из-за тупости»:

«Сказали, что я могу претендовать только на должность обслуживающего персонала, то есть уборщиком или грузчиком…»

Следующей идеей Трубникова было торговать живыми курами, однако его вовремя отговорила жена. Вместо этого она предложила мужу создать недорогое средство для мытья посуды. Трубников прислушался к совету жены, купил формулу геля и вместе с партнером создал компанию «Фратти НВ». Вместе они четыре года продавали средство для мытья посуды «Волшебница».

«Первое решение»

Вскоре бизнесмен начал развивать косметический бизнес. В 2002-м он продал свою долю во «Фратти НВ» и основал группу компаний «Первое решение». Группой владеют он и его семья. Самому Трубникову принадлежит 62% компании, а экс-супруге Ирине и их сыну Дмитрию — оставшиеся 38%.

Трубников переманил в «Первое решение» часть команды «Фратти НВ». Вместе они начали производить шампуни «Рецепты бабушки Агафьи». Лицом бренда стал выдуманный персонаж — сибирская травница Агафья Тихоновна Ермакова. Ее придумал сам Трубников.

Примечательно, что образ травницы создавали больше года. Художник перерисовывал Агафью снова и снова, а Трубников развешивал ее изображения в ванной и тщательно изучал. 

«У одной бабушки глаза были какие-то нехорошие. Ты ходишь, и как будто она за тобой следит. Как будто злая бабка. Я говорю: надо глаза менять. Потом другая — слишком похожа на немку»,

— впоминал позже Трубников.

Определившись с образом, Трубников обозначил целевую аудиторию бренда. Своим потребителем он назвал сорокалетнюю учительницу, которая «в школе пашет», а, придя домой, «спрячется в ванной» и «захочет поплакать». Поначалу маркетологи не верили в успех косметики с лицом пожилой женщины, однако Трубников их не послушал, и вскоре продуктом заинтересовались X5 Retail Group, «Ашан», «Магнит» и другие.

Natura Siberica и работа с эскимосами

Шаг за шагом Трубников приучал аудиторию к органической косметике. В 2007 году он создал бренд Natura Siberica и стал продавать косметику в более дорогом сегменте. Поначалу бренд закупал ягоды, травы и другие компоненты у редких северных народностей, а затем стал приобретать земли под органические хозяйства.

В 2013 году бизнесмен выкупил ферму в Хакасии, чуть позже — на Камчатке и Сахалине. Еще через пару лет он арендовал участок на Курильских островах. Однако Трубников рассказывал, что в России химическая промышленность недостаточно развита. Из-за этого компания вынуждена импортировать большую часть сырья.

Параллельно Трубников заключил соглашения с ассоциациями нескольких племен. Речь идет о коряках, алеутах, эскимосах, эвенках и других. Основатель бренда нанимал их на сезонную работу, чтобы те помогали собирать травы для Natura Siberica.

К апрелю прошлого года в сеть Natura Siberica входило 45 точек, из которых 11 находятся за границей. Также Трубников запустил еще два бренда органической косметики: Organic Shop и Planeta Organica. На них приходится 41 и один магазин соответственно.

Образ «чуть ли не клоуна»

За свою карьеру Трубников успел кардинально сменить образ. Как писал Алексей Беляков, журналист и автор книги о бизнесе Трубникова, в 1990-е он выглядел почти как денди: ходил в костюмах, кашемировом пальто и отличался очень хорошим вкусом.

«Трудно поверить, глядя сейчас на его странные кофты и красные штаны. Не говоря о жабе на груди. Но это уже новый образ, который Трубников создавал последние годы, — эксцентричного русского миллионера, чуть ли не клоуна»,

— писал Алексей Беляков.

На втором этапе отличительной чертой стиля Трубникова стал его необычный аксессуар. Предприниматель часто появлялся на публике с сумочкой из настоящей жабы. В ней хранились амулеты: клык совы, камень от нечистой силы и древний нефрит. Не исключено, что так Трубников хотел обескуражить окружающих, говорил Беляков.

Бизнесмен уверял: чтобы понять потребителя, он проверяет косметику на себе. Однако и здесь Трубников выбирал нестандартные пути.

«Раньше сравнивал дорогие и дешёвые продукты. Но потом плюнул — нет особой разницы. Последний антиэйдж-крем за 1000 евро намазал на кожаные ботинки — не пропадать же. И они вместо чёрных стали голубыми. Омолодились, стало быть»,

— иронизировал Трубников.

Разборки с бывшим заводом Дерипаски

Последней громкой историей, связанной с Трубниковым, стал иск к «Первому решению» на 4,5 млрд руб. Истцом стало ООО «Эн+ Рециклинг» — одно из предприятий, входившее в En+ Олега Дерипаски.

Летом суд ввел ограничительные меры в отношении 65 товарных знаков «Первого решения». Федеральной службе по интеллектуальной собственности запретили совершать с брендами какие-либо регистрационные действия. Заморозка коснулась «Рецептов бабушки Агафьи», Organic Shop и других брендов.

Как утверждали в «Первом решении», иск к группе связан с пожаром в Дмитрове. Он произошел в марте на одном из заводов «Эн+ Рециклинг». «Первое решение» арендовало этот завод у компании. Ликвидировать открытое горение смогли более чем через 11 часов после начала, а полностью потушить пожар — только через сутки.

Среди прочего рассматривалась версия с поджогом, однако позже выяснилось, что пожар произошел в результате короткого замыкания. В «Первом решении» утверждают, что пожар случился не по вине компании, а сумму иска считают чрезмерно завышенной. Она соответствует примерно половине годовой выручки компании.

В июле «Первое решение» предъявило «Эн+ Рециклинг» встречный иск, оценив собственные убытки от возгорания в 490 млн руб. Позже компания Трубникова заявила, что судебное разбирательство может привести к закрытию магазинов.

«Мы считаем данную ситуацию результатом намеренных действий, направленных на устранение с рынка крупного игрока и производителя доступной отечественной косметической продукции. <…> Мы призываем общественность обратить внимание на творящийся беспредел в отношении российского бизнеса и требуем справедливого судебного разбирательства по нашему делу», — говорили в компании.

В декабре стало известно, что часть торговых марок Трубникова перерегистрировали в Эстонию. Среди них — Natura Siberica и Organic Kitchen, которые не фигурируют в определении суда об обеспечительных мерах. В «Эн+ Рециклинг» на тот момент не комментировали развитие судебных процессов со структурой Трубникова. Очередные заседания по ним пройдут в январе текущего года.