Top.Mail.Ru
архив

Сюрприз для Ники

Австралийский рудник Argyle - крупнейший в мире продуцент алмазов. В 1999 году он произвел 29,7 млн карат, что составляет около 25% по объему от мировой добычи. В денежном выражении это гораздо меньше - около $429 млн, поскольку австралийские алмазы чрезвычайно дешевы. Акции рудника распределены между Ashton Mining (38%), Rio Tinto (57%) и Western Australian Diamonds Trust (5%). На самом деле доля Ashton составляет 40,25%, поскольку эта компания имеет долю в Western Australian Diamonds Trust.

МИНФИН подготовил проект постановления о создании государственного холдинга, куда войдут все предприятия алмазной отрасли, в акционерном капитале которых государство имеет свою долю. Прежде всего это "АЛРОСА" и смоленский ограночный завод "Кристалл". Недаром оба эти предприятия уже сделали совместное заявление, где они в весьма туманных выражениях протестуют против "искусственно создаваемых проектов холдингов, какими бы благородными целями ни обосновывалась их целесообразность". Короткий поводок, на котором до сих пор ходили руководители этих государственных структур, натянулся как струна. Несчастные рвутся на волю, не желая быть изгнанными из рая и из первых лиц алмазного бизнеса превратиться в скромных наемных менеджеров. Каковыми они, собственно говоря, и являются.

В российской прессе продолжается трогательное обсуждение несчастной участи картеля De Beers, якобы отказавшегося от своей роли монополиста, а пресса западная уже готовится к опасностям, которые несет алмазному миру эта неистощимая на выдумки организация. В последнее время она агрессивно увеличивает свою долю в мировой добыче, скупая на корню акции алмазных рудников. Самый громкий проект был обнародован 31 июля. В этот день картель заявил о намерении купить все выпущенные акции австралийской добывающей компании Ashton Mining Ltd., которая знаменита тем, что владеет 40% акций крупнейшего австралийского алмазного рудника Argyle. До сих пор рудник реализует свои алмазы, минуя каналы De Beers. Картель уже достиг с Malaysia Mining Corporation, крупнейшим держателем акций Ashton Mining (MMC владеет пакетом из 49,9%), соглашения о том, что MMC передаст в управление De Beers 19,9% акций Ashton. Торговля идет драматично. Исполнительный директор Ashton г-н Бейли заявил, что цена слишком низкая, что Австралии грозит потеря ее единственного независимого алмазодобытчика и что вообще ему очень и очень грустно. Он даже порекомендовал акционерам отказаться от предложения. И будут они в дураках, если откажутся: цена-то хорошая - на 20% выше биржевой. Так что De Beers не мелочится и играет по-крупному. Кстати, совершив сделку, картель получит и еще несколько рудников, акциями которых владеет Ashton, - это Merlin Diamonds Mine в Австралии (100%), Guango River Mine в Анголе (33%) и Cempaka в Индонезии (48%). В канадском Aurora Gold Ltd. компания имеет 35% и 62% - в Ashton Mining of Canada Inc.

Наблюдатели связывают австралийскую активность южноафриканского картеля с ее якутскими друзьями. Россия в лице руководителей алмазной отрасли - главы Гохрана Валерия Рудакова и президента "АЛРОСА" Вячеслава Штырова - периодически заявляет, что нового соглашения с De Beers может и не быть, а если и будет, то очень и очень обновленное: не в пользу картеля, разумеется. Если "АЛРОСА" найдет себе другого покупателя, то позиции De Beers как монополиста действительно сильно пошатнутся. Все-таки мы поставляем на рынок около четверти всей мировой добычи. Чтобы сохранить свою долю на рынке, картель и нацелился на Argyle. Если же "АЛРОСА" по-прежнему будет партнером южноафриканского картеля и после 2001 года, то контроль над австралийским месторождением тоже будет De Beers очень кстати. Как удачно заметил один западный эксперт: "Если они получат Argyle, то из поставщика, которого выбирают, они превратятся в поставщика, который не оставляет абсолютно никакого выбора". Напомним, что недавно картель, известив общественность о своей новой стратегии, сообщил, что теперь он собирается стать "предпочитаемым поставщиком" - supplier of choice. Эксперты опасаются, что доброе лицо этого славного поставщика в одно мгновение может разверзнуть акулью пасть supplier of no other choice.

Россия между тем ведет свою игру. Трудно сказать, на самом ли деле она затеяла переговоры с Израилем вообще и со Львом Леваевым в частности или же это лишь слухи, распускаемые с тем, чтобы "АЛРОСА" могла без смущения попросить у De Beers кредит в $2,5 млрд (ее годовая добыча составляет $1,6 млрд). Похоже, что этот кредит она получит. Во всяком случае, управляющий директор картеля Гэри Рейф уже пообещал выделить средства, свидетельствующие, по его выражению, "о нашем тесном партнерстве". Напомним, что, когда речь шла о подписании предыдущего соглашения, Россия тоже вроде бы смотрела на сторону - но не забывала устами тогдашнего премьера Евгения Примакова просить кредит в 1 млрд (правда, не на развитие алмазной промышленности, а в бюджет государства). Тогда картель отказал Примакову в этой жалкой сумме, а теперь не поскупился и на большее.

Предполагается, что средства будут поступать в течение семи лет. Очень маловероятно, что De Beers - в общем-то далекая от благотворительности организация - будет подкармливать своего врага. Так что в какой-то форме соглашение между сторонами, несомненно, будет достигнуто.

Однако и о Леваеве мировая алмазная общественность говорит уже совсем открытым текстом. Месяц назад - правда, за месяц многое могло измениться - известный аналитик и журналист Мартин Рапапорт спросил главу картеля Ники Оппенгеймера, не думает ли он, что инициативу перехватит Лев Леваев. И глава De Beers честно сказал: "Не знаю. С русскими у нас хорошие отношения вот уже 40 лет, так что если это случится, то для меня это будет большим сюрпризом". Похоже, он не любит сюрпризов.

Еще по теме