Top.Mail.Ru
архив

Таможня против трейдеров

ТАМОЖЕННЫЙ комитет (ГТК) и Министерство по налогам и сборам (МНС) подготовили совместный приказ «Об усилении таможенного контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта». Согласно приказу экспортеры должны будут представлять в ГТК заверенные налоговиками документы об уплате НДС. Освобождаются от этой проверки экспортеры-производители и экспортеры товаров, облагаемых пошлинами. По-видимому, таможенники будут требовать справки об уплате НДС фирмами-посредниками. В этом есть резон: нередки случаи, когда с помощью фирм-однодневок накручивается таможенная стоимость товара и, соответственно, возмещаемый НДС. Логично и освобождение от проверки экспортеров, уплачивающих пошлину: при увеличении таможенной стоимости они больше теряют на уплате пошлины, так что операция теряет смысл. Проблема возмещения не выплаченного на деле НДС широко известна, и, по данным чиновников, в этом году она обострилась. Так, за 6 месяцев года при почти нулевом росте экспорта в страны СНГ возмещение НДС выросло в 1,8 раз, а объем заявок на возмещение – в 4,2 раза. Однако в целом трудно согласиться, что государство переплачивает экспортерам. В 2000 году оно возместило примерно 100 млрд руб., а бюджет получил от НДС почти 270 млрд. Значит, возвращено примерно 27% первоначально уплаченного НДС. Тогда как отношение экспорта к ВВП превысило в прошлом году 42%. То есть кто кому недоплачивает – это еще вопрос (выполнив все заявки, бюджет вернул бы 155 млрд). Видимо, инициатива фискальных ведомств стала реакцией на рост возмещения в этом году: по данным Счетной палаты, только за I квартал было возвращено 45,1 млрд руб., при том, что экспорт вырос явно не настолько. Одним словом, сейчас сложилось «плохое равновесие»: с одной стороны, государство выплачивает больше НДС, чем должно, с другой – экспортеры не могут возместить НДС вообще или в оговоренные сроки (т.е. беспроцентно кредитуют Минфин) и тратят на доказательство своей чистоты перед фискальными ведомствами массу сил и времени. Участники рынка считают, что приказ бьет по трейдерам, закупающим экспортный товар у многих компаний: им будет крайне трудно собрать требуемые справки и возместить налог. Кроме того, чиновникам придется вносить изменения в Налоговый кодекс, где требования отчитываться за всю цепочку нет (Таможенный кодекс требует только уплаты НДС самим экспортером, а не его поставщиками). Но самое главное, что экспортер за поставщиков не в ответе, и неуплата последними НДС не может быть основанием отказа в возмещении его экспортеру. А факт сговора доказать довольно трудно. Инициатива ведомств – еще один удар по «средним» участникам рынка. Потому что крупные игроки, которые получили или получат статус «добросовестных участников ВЭД», с таможней как-нибудь договорятся. Так что правительство играет в свою игру – выдавливает с рынка средних и мелких игроков, облегчает жизнь крупным и ухудшает условия конкуренции. Еще одним элементом изрядно надоевшей компаниям таможенной неразберихи стал отказ Минюста зарегистрировать приказ ГТК №450, разрешающий официальным автодилерам декларировать таможенную стоимость по счетам-фактурам от производителя, а не по ценам каталога – т.е. использовать скидки от производителя. Минюст и МАП вполне обоснованно решили, что приказ дает льготные условия отдельной группе импортеров. Проблема только в том, что официальные дилеры – «белые» импортеры, тогда как у других выше доля «серых» поставок. Благодаря своим недостаткам приказ № 450 помог увеличить сборы с импорта автомобилей и сократить долю «серого» импорта. Теперь он вновь может возрасти. Регулирующие органы по-прежнему выбирают между равной конкуренцией и увеличением бюджетных доходов, и пока выбор не сделан.

Еще по теме