Top.Mail.Ru
архив

Thomson Reuters: продавец информации

21.05.201500:00

Тиражи газет снижаются, монетизация интернет-ресурсов представляет собой очень сложную и не всегда решаемую проблему. Казалось бы, с помощью Интернета сегодня можно достать любые нужные вам сведения, причем совершенно бесплатно. Остается ли в этих условиях место для торговли информацией? 

В корпорации Thomson Reuters, контролирующей всемирно известное информационное агентство Reuters, а кроме того, поставляющей базы данных и информационные программные инструменты для профессионалов в разных сферах, уверены, что Интернет иформационному бизнесу не помеха. Об этом «Ко» рассказал управляющий директор Thomson Reuters в России и странах СНГ Петр Марчевски.

Роботы читают новости

– Существует мнение, что в современных условиях всеобщей информационной прозрачности и бесплатных интернет-ресурсов нет места для платного контента, для продажи информации. Так ли это?

– Я не согласен с этим мнением, хотя бы потому, что оно ставит под вопрос бизнес-модель компании Thomson Reuters. Я бы сравнил наш бизнес с миром медицины. Процесс демократизации медицины сейчас идет очень быстро. Можно пойти в любую аптеку и купить любые препараты. В России законодательство такое, что позволяет купить даже антибиотики без посещения врача. Но это не значит, что на рынке медицинских услуг нет места для нейрохирургов или кардиологов. 

– Но очевидно, что просто за новости сегодня клиенты платить не готовы. За какую информацию они могут раскошелиться?

– И снова я попытаюсь оспорить вашу точку зрения. У нас есть ряд продуктов, представляющих собой в чистом виде новости. Мы недавно вывели их на российский рынок, и наши клиенты начинают их покупать и активно использовать. Дело в том, что речь идет не просто о новостях, а о так называемых машинно-распознаваемых новостях. Игроки финансового рынка могут, получив этот поток информации, проанализировать его с использованием специального программного обеспечения. Это новости, анализирующиеся компьютером со скоростью компьютера. Представьте себе: организация, работающая на финансовом рынке, проводит сделки на десятки миллионов долларов, а решения о сделках принимаются высокоскоростным торговым роботом, получающим информацию о новостном фоне через наш новостной продукт. Это пример наблюдаемых на рынке тенденций, а именно конвергенции между вселенной новостей и вселенной компьютерных технологий. 

А второй пример, который я хочу привести, будет касаться области бухгалтерского учета и налогообложения. Представьте себе международную корпорацию, работающую в нескольких юрисдикциях; ей необходимо обеспечить соблюдение законодательства, в том числе и налогового, во всех странах, где она работает. Возьмем, к примеру, корпорацию «Газпром», работающую в огромном количестве юрисдикций. Специалистам из финансового департамента «Газпрома» нужна оперативная информация о последних изменениях в налоговом законодательстве каждой из стран, а также программный продукт, который будет конвертировать реестры учета, бухгалтерские книги в отчетность по стандартам тех юрисдикций, в которых компания работает – в каждой стране должен быть комплект отчетности по ее стандартам.

Начинается все по-прежнему с информации, с контента. Но вокруг этого контента возникает надстройка – программные продукты, позволяющие структурировать и обрабатывать эту информацию нужным образом.

Наши клиенты – это профессионалы, то есть люди, работающие в финансовых институтах, банках, брокерских фирмах, различных правительственных организациях, международных корпорациях, юридических фирмах, научно-исследовательских учреждениях и т.д. А такие глобальные тенденции, как «большие данные» и революция мобильных устройств, естественно, меняют потребности профессионалов, и наши клиенты, профессионалы в своих отраслях, по-прежнему потребляют все большие объемы информации.

– Из сказанного вами можно сделать вывод, что сейчас платят не только и не столько за информацию, сколько за перевод этой информации на язык компьютерных систем.

– Действительно, наш бизнес во многом заключается в переводе информации на язык компьютеров, потому что сейчас растет сложность окружающего мира. Бизнес, сводящийся просто к предоставлению информации, сейчас страдает. Простейшим примером является бумажная пресса. Тиражи газет и журналов падают, у них ухудшается финансовая ситуация, потому что все больше и больше информации доступно онлайн.

Но, с другой стороны, у хороших газет тиражи не падают, а отличные газеты выходят даже со своими интернет-версиями. Они выходят в Интернет и начинают зарабатывать в онлайне. 

Кто покупает информацию?

– Как устроен рынок платной деловой информации? Кто основные продавцы, кто основные покупатели?

– Я думаю, что этот рынок стоит разделить как минимум на два сегмента – B2B и B2C. Сегмент B2C в принципе достаточно прост. На этом рынке есть бизнес-модели, существующие уже долгое время. Один из примеров – это газеты. Они сейчас борются со снижением доходов от рекламы, то же самое касается и журналов. У них начинают издаваться интернет-версии – тем самым меняется модель монетизации. При этом в сегменте B2C есть поставщики высокоспециализированного, высокоценного контента, которые свою информацию, естественно, предоставляют в Интернете на платной основе: подписка или плата за пользование.

Другой вариант монетизации – это онлайн-издания, размещающие рекламу в своих публикациях.

Сегмент B2B, в свою очередь, тоже делится на несколько частей. Первый большой раздел этого рынка, который в том числе обслуживает и наше российское подразделение, – это финансовые рынки и управление рисками. И тут потребителями наших услуг являются сотрудники компаний и банков, в основном работающие на финансовых рынках, а также сотрудники служб управления рисками в корпорациях и банках. 

Второй большой раздел рынка информации для профессионалов – это все, что связано с интеллектуальной собственностью и услугами научному сообществу. Потребителями информационных услуг в этом сегменте являются научные работники, а также корпорации, у которых есть свои отделы НИОКР и которым, допустим, необходимо следить за развитием исследований по определенной теме. 

Третий сегмент – это налогообложение и бухгалтерский учет.

И четвертый сегмент – это услуги юридическим фирмам, предоставление юридической информации, а также специфических программных продуктов. Постоянно публикуются новые законы, нормативные акты, суды в странах с прецедентной судебной системой принимают новые решения, а это значит, что они добавляются в базу прецедентов, которые нужно анализировать по каждому новому судебному делу, и т.д. Юристы должны иметь эту информацию в легкодоступной для них форме. Именно такое сочетание информации и компьютерных технологий, их слияние и создает ту самую дополнительную ценность для потребителя.

– А какой из этих сегментов наиболее финансово мощный?

– Все зависит от того, про какой географический регион мы говорим, но про все эти сегменты можно сказать одно: они представляют собой бизнес с оборотом в миллиарды долларов. Если взять сегмент финансовой информации и управления рисками, то эта отрасль быстро росла до мирового финансового кризиса 2008 г. И естественно, после 2008 г. мы видим, что ситуации в разных странах различаются. Но во всех финансовых учреждениях существует потребность в наших услугах, потому что после глобального кризиса 2008 г. регулирование финансового бизнеса стало существенно более жестким, и это создает у наших заказчиков в данной сфере весьма специфические и четкие потребности в информации в информационных услугах, в частности, касающихся информации о рисках. 

– Если взять Россию, насколько развит здесь рынок деловой информации? И какие информационные услуги наиболее востребованы? 

– Та деятельность, которую ведут профессионалы финансового рынка, работающие в России, не так сильно отличается от аналогичной деятельности профессионалов в Лондоне. И их деятельность осуществляется исключительно на основе и с использованием той информации и тех финансовых информационных систем, которые им предоставляют специализированные компании, аналогичные нашей. И все новейшие тенденции финансовых рынков, то есть создание новых финансовых инструментов, алгоритмические торговые системы, торговые системы со сверхнизким временем отклика – все это есть на мировом финансовом рынке и в России.

Но давайте не будем ограничиваться только финансовыми рынками, давайте посмотрим, допустим, что происходит в мире науки. Что мы там видим? Мы видим сотни научно-исследовательских учреждений, институтов, где работают тысячи и тысячи ученых. Мы видим амбициозные проекты. Один из проектов правительства РФ предполагает вывод ряда российских научно-исследовательских учреждений и учреждений высшего образования в Топ-100 мирового рейтинга соответствующих научно-исследовательских и учебных заведений. И тут ясно, что эти исследователи могут добиться успеха только в том случае, если у них есть доступ к актуальной информации о достижениях других исследователей всего мира. Они смогут выполнять современные исследования, только если будут обладать информацией о результатах других исследований, сделанных в мире, и смогут дальше развивать свои исследования на базе этой информации. И это еще один пример опять-таки того, как информация и профессиональные информационные системы используются в России. 

– А что, у российских научных институтов есть привычка покупать платную информацию и есть бюджеты для этого?

– Нельзя говорить, есть ли такая привычка или нет, но они приобретают услуги, позволяющие им стимулировать научный процесс в своих стенах. И часть этого процесса стимулирования научной деятельности осуществляется правительством Российской Федерации. Люди, ответственные за развитие российской науки, прекрасно понимают, что для того, чтобы ученые выполняли свои функции, им необходим доступ к такого рода информационным системам.

Так же, как компьютер когда-то пришел на смену пишущей машинке, сейчас новые приложения и программные продукты многократно расширяют функциональность компьютеров и благодаря подключению к соответствующим базам данных позволяют человеку стать частью всемирного сообщества ученых.

Подсматривать в другой отрасли

– А как на рынок информационных услуг повлияло развитие социальных сетей?

– Социальные сети в принципе и вообще Интернет, если смотреть более широко, на рынок информационных систем и информации оказали в какой-то степени разрушительное действие. Но тут мы видим действие того самого принципа креативного разрушения. То есть когда, с одной стороны, разрушаются старые модели функционирования, а с другой, то новое, что возникает на обломках, функционирует лучше и дает больше возможностей пользователю. Вы как потребитель информации получаете новые источники информации, новые способы ее обработки и т.д.

Когда-то давным-давно для того, чтобы стать журналистом, нужно было проходить длительное профессиональное обучение, и сам факт того, что кто-то журналист или репортер, давал человеку высокий статус в социальной иерархии. А сейчас барьер входа на рынок создания контента не то что снижен, а практически исчез, то есть любой человек или даже любой подросток может, если у него есть доступ в Facebook, там публиковаться.

Но мы предлагаем профессиональные услуги для профессионалов. В различных сегментах рынка возникновение социальных сетей создает различные аспекты дополнительной стоимости. И такие компании, как наша, должны, конечно, все время концентрироваться на том, что мы делаем лучше всего, на наших сильных сторонах. А это значит, на надежной, объективной, точной, высокоскоростной, быстро поставляемой информации для профессионалов. Мы не можем застыть на месте, нам нужно постоянно пересматривать то, как работают наши системы, с учетом меняющейся ситуации. Можно сказать, что социальные сети в каком-то смысле расширяют то поле, на котором мы работаем.

– Работа на финансовых рынках удобна тем, что информация там достаточно хорошо структурирована. Сложность всегда представляют те сегменты, где информация не структурирована. Например, очень большое значение в экономике сейчас имеют фонды прямых инвестиций, венчурные фонды, задача которых – где-то, неизвестно где, найти хороший проект. Можете ли вы или вообще рынок информационных сервисов помочь в решении этой задачи?

– Ответ на этот вопрос будет «да», и вот почему. Что мы, собственно, делаем? Мы объединяем сообщества профессионалов. А задача, которую вы описали, заключается в том, что людям, ищущим такие проекты, нужно выйти за пределы уже сложившегося сообщества, скажем, сообщества профессионалов финансового рынка.

Я уже рассказал о тех двух сообществах профессионалов, которые мы весьма успешно обслуживаем именно в России. Это профессионалы финансового рынка и это профессионалы научной сферы. Представьте себе, какую выгоду создаст механизм, который позволит членам финансового сообщества иметь возможность, что называется, заглянуть одним глазком в результаты исследований, получаемые членами научного сообщества. То есть это создает для обоих таких сообществ некую дополнительную ценность, причем весьма существенную, и все, что для этого нужно, – механизм, позволяющий связать эти два сообщества вместе. Речь идет о том, чтобы дать им инструментарий, который позволил бы им анализировать эту информацию и принимать решения. Профессиональные системы для научного сообщества дают ученым возможность не только анализировать, какие исследования ведут другие ученые в других странах мира по интересующей их теме, но и подавать патентные заявки на свои разработки, регистрировать полезные модели, научные образцы и т.д. Профессионалы финансового рынка смогут извлечь большую выгоду из знакомства с этими данными. 

– А системы научной информации читаемы для финансовых профессионалов?

– Этот вопрос подводит нас к разговору о проблемах обучения в условиях ускоряющегося темпа перемен. Дело в том, что для того, чтобы быть успешным менеджером фонда прямых инвестиций, тем более в какой-то наукоемкой отрасли, недостаточно быть просто профессионалом в сфере финансов, необходимы знания в соответствующей предметной области, в которой фонд специализируется в своих инвестициях. И для нашего бизнеса тут задача заключается в том, чтобы разрабатывать новые инструменты, позволяющие анализировать информацию и принимать решения на ее основе.

«Необходимо быть локальной компанией»

– Мы говорили о настоящем, теперь несколько слов о будущем. Какие тренды на рынке информационных услуг вы считаете наиболее перспективными и определяющими его будущее?

– Одна из тенденций, влияющая и на наш бизнес, и в общем на всю нашу жизнь, – это ускорение темпа изменений. Мы работаем в среде, которую можно назвать слабопредсказуемой, и такая непредсказуемость определяется высоким темпом инноваций – сейчас выше, чем когда-либо ранее в истории человечества. Профессионалы должны следовать за высоким темпом изменений, быть в курсе последних тенденций. Это стало частью их работы, и, естественно, в этом им помогает использование специальных информационных продуктов. То есть для того, чтобы наша информация была ценной для пользователей, мы должны в наших системах, в нашей информации отражать процессы изменений, идущие в профессиональной сфере.

И что интересно, рецепт успеха в ситуации растущего темпа изменений весьма старый. Естественно, необходимо иметь профессиональное образование, необходимо быть локальной компанией, в том смысле, в частности, что нужно работать на местном рынке, постоянно общаться со своими клиентами на ежедневной основе и понимать, какие у них потребности, все это отражать в развитии информационных систем.

– А какой метод монетизации в сфере B2C вы считаете наиболее перспективным?

– Исходя из моего опыта работы в сегменте B2B, я могу ответить по аналогии. Для того чтобы иметь возможность монетизировать контент, необходимо, чтобы то, что вы можете предложить клиенту, представляло собой ценность для него. Для этого у вас в компании должны быть люди, которые действительно интересуются выбранной профессиональной сферой и для которых эта сфера является значимой. Опять-таки вы должны общаться с вашими клиентами, знать ваших клиентов, понимать, что их волнует, и тогда информация, вами представляемая, будет для них значима. Примеров того в нашей жизни миллион: например, перед выходом из дома я смотрел прогноз погоды, а кто-то другой, возможно, искал информацию о ситуации на финансовых рынках или, скажем, из мира искусства.

– Последний вопрос. Кто ваши конкуренты и есть ли на российском рынке информационных сервисов сильные локальные игроки, которые могут конкурировать с глобальными корпорациями?

– Мы и на глобальном, и на локальном уровне конкурируем с достаточно широким спектром компаний – поставщиков информации, и в каждом из тех сегментов рынка, которые мы обсуждали, есть свой список компаний, скажем так, конкурентов. Есть много интересных российских компаний, активно работающих в этих сферах. Можно привести в пример ведущие российские информагентства. Но все они достаточно комплементарны, в определенном смысле дополняют друг друга в том плане, что вряд ли вам удастся пользоваться только одним источником информации и не пользоваться услугами кого-то еще. Информация и услуги, которые предлагаем мы, востребованы в большом количестве отраслей огромным количеством профессионалов, причем, кроме обеспечения их всей необходимой для сферы их прямых профессиональных интересов информацией, мы также помогаем найти информацию из смежных отраслей. Я уже приводил пример с наукоемкими проектами, и это только один из примеров. Мы обеспечиваем полноту знаний для наших клиентов, помогаем им видеть значительно больше, принимать осознанные решения и управлять своим бизнесом.

 

Резюме Петра Марчевски

Место рождения: город Лодзь (Польша)

Образование: получил степень магистра в области международной экономики в Варшавской школе экономики, также учился в Университете Боккони (Милан); магистр Сообщества европейских школ менеджмента (CEMS) в области международного менеджмента

Профессиональный опыт: до прихода в Thomson Reuters работал радиожурналистом в Польше (редактор и ведущий программы новостей и утреннего информационного обзора на «Радио Свобода» (включено Минюстом РФ в список иноагентов) )
Последние 15 лет работает с Thomson Reuters.

До переезда в РФ провел пять лет на руководящих должностях, последние два года работал в Нью-Йорке в качестве главы отдела бизнес-планирования и операций подразделения финансовых продуктов и рисков (Financial & Risk) Thomson Reuters по Северной и Южной Америке. В 2009 г. занял должность глобального главы по продажам и клиентскому обслуживанию в Лондоне.

В настоящее время работает в Москве, занимая пост управляющего директора.

Семейное положение: женат, двое сыновей