Top.Mail.Ru
авто

«Тихо разворуют и прикроют»: чем обернется уход Renault из АвтоВАЗа

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Спустя месяц после того, как французский концерн Renault начал изучать возможные варианты по своему участию в АвтоВАЗе, решение по отечественному автопроизводителю принято: он, скорее всего, будет передан ФГУП НАМИ всего «за рубль». Акции столичного завода Renault передадут Москве. Между тем Renault обсуждала и другие варианты сделки — с продажей активов. Уход Renault — это конец для АвтоВАЗа, считает независимый автоэксперт Сергей Асланян*.

Renault передаст свой контрольный пакет в АвтоВАЗе подведомственному Минпромторгу ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ), заявил Мантуров. Сейчас Renault принадлежит почти 68% АвтоВАЗа через «Лада авто холдинг». Оставшиеся 32% акций у госкорпорации «Ростех», в отношении которого введены санкции, включая ЕС.

В начале марта на фоне глобального исхода иностранного бизнеса из России из-за геополитической напряженности Bloomberg со ссылкой на источники писал, что Renault не хочет рвать связи с Россией, боясь национализации АвтоВАЗа, и позицию концерна поддерживал крупнейший акционер — правительство Франции. Но менее чем через две недели Renault официально объявил о приостановке работы завода в Москве.

По данным агентства, АвтоВАЗ сделал Renault наиболее уязвимым автопроизводителем в текущей политической ситуации. В марте продажи Lada упали на 56,2% год к году — чуть более 15 тысяч автомобилей.

прочитать весь текст

Мантуров добавил, что речь может идти об «условно, сделке за рубль». «Но с опционом на пять или шесть лет — срок, в течение которого они [Renault] могут принять решение по выкупу акций обратно. А если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости», — объяснил глава ведомства. Новое руководство АвтоВАЗа назначат ФГУП НАМИ вместе с «Ростехом». Действующий гендиректор АвтоВАЗа француз Николя Мор уже покинул Россию, а среди вероятных кандидатов на его место — Михаил Рябов, исполнительный вице-президент по производству и управлению цепочкой поставок отечественного производителя, писал Telegram-канал «Русский автомобиль». По его данным, вице-президентом по развитию может стать глава ФГУП НАМИ Сергей Гайсин. Большая часть иностранного менеджмента АвтоВАЗа либо покинет компанию, либо перейдет на удаленку, но «обратно они уже не вернутся», отмечала «Газета.ру».

По словам источника «Ведомостей», на проработку сделки понадобится не менее месяца, а в рамках подготовки к ней, скорее всего, будет проведен аудит хоздеятельности АвтоВАЗа.

Помимо доли в АвтоВАЗе у Renault есть также автозавод «Афрамос» в Москве, где собирают кроссоверы Renault Duster, Captur, Arkana и Nissan Terrano. По словам одного из источников «Ведомостей», еще до того, как французский концерн стал искать варианты выхода из АвтоВАЗа, рассматривался вопрос о переносе производства кроссоверов в Тольятти, где собирают Renault Logan и Sandero. По словам министра, акции завода будут переданы Москве «как субъекту». Он добавил, что площадку консервировать не будут, на ней планируется выпускать другие автомобили — возможно, Lada. Завод был создан в конце 1990-х как совместное предприятие властей Москвы и Renault, каждой из сторон принадлежало по 50%, а к концу 2012 французский автопроизводитель довел свою долю до 100%.

Альтернативные варианты

В начале недели источники ТАСС предполагали, что в мае-июне долю Renault в АвтоВАЗе может выкупить один из китайских автоконцернов. Однако Мантуров это опроверг.

«Покупать или тем более национализировать не входит в наши планы. Но если у компании нет сегодня возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании», — сказал министр. Собеседники «Коммерсанта» на авторынке утверждают, что Renault обсуждала сделку и на других условиях — с продажей активов. По словам одного из источников, государство требовало от французского концерна права на новые модели и лицензию на их выпуск на несколько лет. Это станет возможным при налаживании поставок компонентов из Румынии, добавили собеседники издания.

В конце 2022 года публике должна была быть представлена новая модель Lada на платформе CMF-B альянса Renault – Nissan, вспоминает «Коммерсант». Сейчас платформа уже применяется для новых моделей Logan и Sandero другого бюджетного бренда Renault — румынского Dacia. Сейчас АвтоВАЗ зависит от Renault по всем новым моделям. На собственных платформах выпускаются лишь две модели — Granta и Niva. Largus и Xray собираются на базе Dacia. Lada Vesta производится в Ижевске и имеет собственную платформу, но и у нее есть синергия с Renault.

«Лавочка закрылась»

НАМИ — исследовательский институт, существующий со времен СССР. С 2013 года компания участвует в создании семейства российских автомобилей под брендом Aurus. Эти машины сделаны на платформе Volkswagen Phaeton, двигатели — разработка Porsche, «а подвеску заказали у китайцев под ключ», перечисляет независимый автоэксперт Сергей Асланян. Он вспоминает, что НАМИ ввел «невыносимые» правила прохождения техосмотра и разработал «драконовский» техрегламент таможенного союза. «Когда НАМИ получает в управление АвтоВАЗ — это точно конец навсегда. НАМИ — не созидательная структура, а структура по распилу и уничтожению и созданию препятствий», — считает он.

Эксперт не исключил, что гендиректором АвтоВАЗа может стать Гайсин, при этом сохранив кресло во ФГУП НАМИ. «А это будет означать, что АвтоВАЗом руководить не будет никто, тихо разворуют и прикроют», — уверен Асланян.

По словам эксперта, Renault был очень крупным покупателем запчастей, а с уходом концерна Россия остается без комплектующих по приемлемым ценам. При этом в стране нет их аналогов — они просто не производятся, объясняет Асланян. «Французы были наши последние друзья. Они ставили новые модели на конвейер, адаптировали под российскую действительность машины, придумали Renault Duster, который вытеснил Niva», — перечисляет он. Автоэксперт отметил, что Renault выводил эксклюзивные модели только для российского рынка, к примеру Renault Kaptur. Асланян считает, что в стране с уходом французского концерна не смогут производиться как автомобили Renault, так и Lada, поскольку ни одна машина этой марке не локализована на 100%.

У Renault нет никаких причин для возвращения. «Мантуров знает, как мы выкручивали руки иностранцам постановлениями о промсборке и специнвестконтрактами. Мы переписывали законы, глумясь над иностранцами, ставили их в невыгодную позу, но они нас терпели и работали, чтобы мы ездили на хорошей технике. А теперь все, лавочка закрылась. Нам некого позвать на место Renault, второго такого шанса не будет», — заключил эксперт.

* Признан в России СМИ-иноагентом.