Top.Mail.Ru
политика

TikTok — сакральная жертва Трампа

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Накануне президент США Дональд Трамп подписал указы, направленные против приложения TikTok и соцсети WeChat. Указы вводят запрет на проведение сделок с владельцем приложения TikTok — компанией ByteDance и китайским интернет-гигантом Tencent — владельцем соцсети WeChat. Ограничения касаются и дочерних предприятий обеих компаний. 

TikTok стал предметом политической борьбы президента США Дональда Трампа с «китайской угрозой». Рванее глава Белого дома заявил, что отдаст распоряжение о блокировке TikTok на территории Соединённых Штатов, если приложение не будет выкуплено американской компанией. Эксперты называют ситуацию опасным прецедентом, а позицию Трампа — техно-национализмом.

TikTok — хостинг, позволяющий пользователям размещать короткие, 15-секундные, видео и обмениваться реакциями на них, в последнее время стал всё чаще попадать в сводки новостей. И дело здесь не только в сумасшедшей популярности: в настоящий момент приложение от китайской компании ByteDance установлено на устройствах полутора миллиардов пользователей.

Как пишет американский деловой портал Bloomberg, «преследуя TikTok, США расширяют борьбу с Пекином, используя ограничения в китайском стиле для технологических компаний, что может иметь огромные последствия для крупнейших экономик мира». По мнению Сэмм Сакс, специалиста по кибербезопасности и цифровой экономике Китая аналитического центра New America, сложившаяся ситуация создает опасный прецедент для США. «Фактически, мы идем по пути техно-национализма» — заявила Сакс Bloomberg.

Одновременно с новостями о блокировке TikTok в США Instagram запустил конкурирующий проект — новый сервис социальной сети под названием Reels. Создание коротких видеороликов основано на принципах «Историй» в Instagram, но при этом Reels обладает расширенным инструментарием. С 5 августа сервис доступен в приложениях Instagram пользователям более чем из 50 стран, России в этом списке пока нет.

Реальная угроза или предвыборный ход?

В том случае, если Microsoft Corp. или другая американская компания закроют сделку по приобретению TikTok к 15 сентября — сроку, установленному президентом Дональдом Трампом, этот случай станет кульминацией развития «раздвоения» Интернета, которое началось, когда Китай несколько лет назад начал создание своего альтернативного Интернета, где Tencent Holdings Ltd. и Alibaba Group Holding Ltd. выступали в роли Facebook Inc. и Amazon.com Inc.

Ситуация с TikTok также вызвала полемику в американском IT-секторе. В то время как одни его представители выступают за все возможные меры, чтобы «подчинить» главного геополитического конкурента США и его основную индустрию технологий, другие осуждают предательство таких ценностей, как свобода слова и капитализм.

Тем не менее в условиях ожесточенного противостояния США и Китая для администрации Трампа вопрос национальной безопасности стоит особняком. В этом случае TikTok выглядит идеальной «жертвой»: приложение, контролируемое китайской компанией и собирающее личные данные американских граждан, может также сыграть роль «козла отпущения» и принести Трампу дополнительные дивиденды в рамках его возможного переизбрания на пост президента этой осенью. Ранее запрет на пользование TikTok был введен среди военнослужащих американской армии, а также сотрудников Государственного департамента и Министерства национальной безопасности США. К слову, Соединённые Штаты — не единственная страна, планировавшая отключить TikTok: сервис уже заблокирован в Индии, которая также имеет напряженные дипломатические отношения с КНР.

По мнению Леонида Делицына, аналитика ГК «ФИНАМ», опасения Дональнда Трампа относительно угрозы, которую несет TikTok нацбезопасности Соединённых Штатов, не беспочвенны. «Мессенджеры позволяют собирать информацию о пользователях. А по мере того, как в них будут интегрированы интеллектуальные ассистенты, подсказывающие, куда пойти и с кем пообщаться, их вполне можно уподобить маленьким шустрым шпионам. Если эти угрозы реализуются, то Дональду Трампу это припомнят, а ответить, что, дескать, он всего лишь старый человек, не разбирающийся в высоких технологиях, он не сможет, ведь его Twitter активен каждый день», — заявил «Ко» Делицын. 

А что Китай?

Тем не менее в самом Китае угрозы со стороны сервиса видеороликов не видят. Хотя ограничения Вашингтона против Huawei могут иметь некоторые основания с точки зрения национальной безопасности, аргумент в пользу запрета TikTok является «очень слабым», считает Ик Чан Чин, китайский эксперт, изучающий глобальную политику в области средств массовой информации и коммуникации в университете Сиань Цзяотун-Ливерпуль в Сучжоу. «Это не разумный аргумент — это как полный запрет для китайских компаний, — цитирует Ик Bloomberg. — Как китайские компании могут вести бизнес в Америке?».

Не заставила себя ждать реакция и официального Пекина: представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь заявил в минувший понедельник, что администрация Трампа «расширяет концепцию национальной безопасности без каких-либо доказательств и только на основе презумпции виновности», и призвал ее «создать открытую, справедливую и антидискриминационную среду для предприятий всех стран».

Впрочем, сам Китай является апологетом политики «киберсуверенитета»: с легкой руки властей на территории Поднебесной был ограничен или запрещен доступ к Twitter, YouTube, WhatsApp, Instagram и другим популярным социальным сетям. Данные ограничения послужили драйвером успеха китайских технологических кампаний, представивших свои аналоги западным соцсетям и хостингам и быстро добившихся успеха за счет колоссальной потребительской базы. К их числу можно отнести и TikTok, который на данный момент оценивается в 140 млрд $.

Как считает аналитик агентства MForum Алексей Бойко, сервисы, подобные TikTok, не несут никакой угрозы для безопасности США: «Тем не менее попытка блокировки TikTok, если до этого дойдет, вполне может вызвать определенную риторику Китая. Серьезных ответных мер я не ожидаю, так как они будут бить в том числе и по Китаю. В то же время, при определенном накале политических страстей, могут последовать и действия».

По мнению китайских аналитиков, блокировка TikTok может привести к неприятным последствиям для других китайских стартапов. Возможность ограничения доступа к американскому рынку вынудит китайские компании искать новые рынки для расширения. При этом в США китайские приложения весьма популярны: по данным аналитической компании Sensor Tower, среди самых загружаемых приложений в США за последние 12 месяцев находятся продукты компании Joyy Inc.: Bigo и Likee, а также приложение для покупок в интернет-маркете AliExpress от Alibaba. При этом Likee, главный cоперник TikTok по размещению коротких видеороликов, может избежать неприятностей из-за своего происхождения: головной офис управляющей компании расположен в Сингапуре.

Если TikTok действительно будет выкуплен американской компанией, то это создаст прецедент «честного отъема» чужого успешного бизнеса под предлогом нацбезопасности, говорит Марина Эфендиева, главный редактор портала TechFusion.ru. Тем не менее отечественному IT-бизнесу в США вряд ли что-то грозит: «Российским компаниям вряд ли стоит беспокоиться об этом сейчас — ни одна из них не приблизилась к таким оборотам и популярности, как китайский TikTok. Но сам факт, что "вот так можно было", достаточно неприятен» — заявила Эфендиева «Ко».

Еще по теме