архив
Толлинг: как залезть в карман к государству
Максим Шингаркин — директор Общественного Фонда «Гражданин» член консультационной рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию России член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека
В последнее время государство залатывает всевозможные «дыры» в законодательстве, с помощью которых бизнес уходит от налогов. Часть этих «дыр» уже закрыта, однако некоторые активно используются, причем не малым и средним бизнесом, а одной из крупнейших компаний страны.
Речь идет о толлинге, активно применяющемся в алюминиевой отрасли России. Подобные сделки начали использоваться в начале 1990-х гг. Давальческие схемы действуют так: предприятие оказывает только услуги по переработке сырья компании-поставщика и при этом не становится собственником произведенной продукции, вся она уходит поставщику. В этом случае большая часть добавленной стоимости перераспределяется от заводов к поставщикам и продавцам сырья. Страна изменилась, однако толлинг стараниями лоббистов никуда не исчез. Он оказывает негативное влияние на российскую экономику сразу по нескольким направлениям. Во-первых, происходит перераспределение добавленной стоимости в пользу поставщика сырья, прежде всего иностранного. Во-вторых, он позволяет выводить деньги за рубеж и в несколько раз сокращать размер налогов. Итогом этого становится консервация производств, отсутствие модернизации и инноваций. То, что толлинговая схема вредна, в свое время признавали и сами представители алюминиевой промышленности.
Главная цель искусственного применения толлинга – уход от налогов, ведь на острове Джерси и в Швейцарии они практически отсутствуют
Еще в 2003 г. на тот момент генеральный директор «Русала» Александр Булыгин (ныне один из топ-менеджеров владельца «Русала» Олега Дерипаски) заявил журналистам: «Толлинг – это та схема, которая позволяет российским собственникам уходить от уплаты налогов. Но, с другой стороны, она препятствует реальному развитию алюминиевой промышленности». Но сегодня главным выгодоприобретателем от использования толлинга стал сам «Русал», причем он применяет толлинговые схемы довольно интересным образом. Дело в том, что владельцем сырья – бокситов и глинозема и получаемой из него готовой продукции (алюминия) выступают зарубежные «дочки» самого «Русала» – RS International и RTI Limited, зарегистрированные на острове Джерси и в Швейцарии. Они отправляют сырье на переработку российским заводам «Русала», получают готовую продукцию и экспортируют ее зарубежным потребителям без пошлин и налогов. «Экономия» в этом случае составляет миллиарды, и уходят они непосредственно владельцам «Русала». Как мы видим, толлинг здесь применяется искусственно: владельцем сырья и переработчиком по факту выступает одна и та же компания – «Русал». Понятна и главная цель искусственного толлинга – уход от налогов, при этом федеральный и региональные бюджеты теряют миллиарды рублей, которые можно было бы направить, например, на улучшение экологической ситуации в промышленных регионах страны. Стоит отметить, что не вся металлургическая отрасль заражена толлингом. Например, медные компании, закупающие и использующие в качестве сырья отечественный медный лом, исправно отчисляют положенные суммы в бюджет, находят средства для модернизации своих предприятий и ежегодно сберегают для государства огромные суммы.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Подписывайтесь на нас: