Третий лишний
Премьер Владимир Путин поставил точку в споре о создании в столичном авиационном узле единого хаба. Государство выкупит долю Москвы во Внуково и консолидирует его активы с Шереметьево. Правительству эта сделка обойдется в 45 – 50 млрд руб. (ранее департамент имущества Москвы оценивал 75-процентный пакет Внуково не менее чем в 27 млрд руб.). Частный аэропорт Домодедово пока трогать не будут. По словам Владимира Путина, общая стоимость Шереметьево и Внуково сейчас оценивается в несколько десятков миллиардов руб. «Впоследствии комплекс Шереметьево–Внуково будет приватизирован», – сказал он на совещании в Шереметьево.
Премьер сделал еще одно важное заявление: строительство третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) начнется в Шереметьево. Оправданно ли это? Шереметьево строить полноценную полосу длиной 3800 м негде. Стоимость проекта укороченной полосы в 3200 м – более 40 млрд руб. При этом необходимо вырубать лес, переселять близлежащие населенные пункты. В Домодедово существует земельный резерв под 10 полос, а стоимость строительства – около 25 млрд руб. Глава совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик, которого считают основным владельцем аэропорта, остался ни с чем. На совещании с участием премьера он заявил, что обнародованный вариант развития московского авиаузла с приоритетом строительства третьей ВПП в Шереметьево «не является оптимальным», и попросил ускорить решение по строительству третьей ВПП в Домодедово. Но Владимиру Путину не понравилось это замечание. «Решения, которые я сегодня принял, касаются Внуково и Шереметьево, по Домодедово я решений не принимал», – ответил премьер, посоветовав Дмитрию Каменщику «продолжать переговоры с Минтрансом».
Обсуждение концепции развития московского авиаузла длилось более года. По неофициальной информации, Домодедово не попало в хаб из-за непрозрачной структуры собственников: головная компания зарегистрирована на острове Мэн, то есть юридическое слияние могло затянуться надолго. Кроме того, ИК «Тройка Диалог» проводила оценку стоимости активов Домодедово ($4,1 – 5,1 млрд), Шереметьево ($1,6 – 2,4 млрд) и Внуково ($500 – 700 млн). При консолидации активов с такими оценками государство получило бы в объединенной аэропортовой компании менее контрольного пакета.
Объединение Внуково и Шереметьево и строительство в последнем третьей ВПП играют на руку и «Аэрофлоту», желающему к 2020 г. увеличить перевозки с сегодняшних 13 млн пассажиров до 70 млн. И эти цифры рассчитаны с учетом третьей полосы.
Число обслуженных пассажиров в 2010 году
Домодедово – 22,3 млн человек
Шереметьево – 19,2 млн человек
Внуково – 9,5 млн человек
Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России:
«при объединении проиграет Внуково. Частный акционер этого аэропорта Виталий Ванцев лоббировал идею создания крупного авиационного оператора с собственным аэропортом. В свое время он рассчитывал стать генеральным директором «Росавиа». Эта авиакомпания должна была объединить авиационные активы «Ростехнологий» и «Атлант-Союз», принадлежащий правительству Москвы. Но против подобного объединения выступал «Аэрофлот», а с отставкой Юрия Лужкова проект полностью развалился. Теперь, если будет введено госрегулирование Внуково и Шереметьево, на идее Виталия Ванцева можно поставить крест.
Переговоры о создании единого авиаузла активизировались с приходом в Москву Сергея Собянина. Плюс объединения – координация возрастающих авиационных потоков и разделение аэропортов по специализациям. За объединением Внуково и Шереметьево может последовать и присоединение Домодедово. Не факт, что в сегодняшней ситуации аппаратного ресурса у собственников хватит, чтобы сохранить за собой аэропорт. Тем более что в декабре прошлого года они дискредитировали себя во время ледяного дождя».
Александр Попов, управляющий директор Ronin Partners:
«Москва не хочет участвовать в развитии аэропортового комплекса столицы. А московский градоначальник Сергей Собянин продолжает политику выхода из непрофильных для города активов. Аэропорт Домодедово не был включен в проект объединения, так как, в отличие от Шереметьево и Внуково, он полностью принадлежит частным лицам. Очевидно, что объединять государственные/муниципальные предприятия, пусть даже с участием частного капитала, гораздо проще. Кроме того, государство при развитии аэропортов опирается на инфраструктурные и комплексные задачи. С коммерческой же точки зрения объединение двух конкурирующих предприятий может создать серьезный конфликт интересов между менеджментом Внуково и Шереметьево. Очевидно, что владельцы Домодедово понимают это и не готовы делегировать свои полномочия, что пришлось бы делать при слиянии».
Александр Филимонов, эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем»:
«третий аэропорт в объединенной структуре был бы дополнительным плюсом для повышения эффективности управления аэропортовым комплексом в целом, но в данной ситуации это вопрос времени. После объединения двух структур эффективность должна повыситься примерно на 20%. Наконец произойдет отраслевая специализация. Скорее всего, Внуково отдадут рейсы по России, СНГ и чартерные программы, а Шереметьево сможет сосредоточиться на престижном западном рынке. Домодедово – частный аэропорт, и пока он останется универсальным аэропортом».
Александр Евдокимов, президент Jet Group:
«Если в результате объединения появится один хозяйствующий субъект, это положительно скажется на всей отрасли. Исчезнет ненужная конкуренция в пределах города, и аэропорты начнут гармонично развиваться. К примеру, вопрос строительства третьей взлетно-посадочной полосы решился в пользу Шереметьево, которому она необходима как воздух. Домодедово в ней особенно не нуждается, учитывая прогнозируемый пассажиропоток».
Еще по теме
Рынок автолизинга не только оказался наиболее устойчивым к кризису, но и продемонстрировал быстрые темпы восстановления. Однако до максимумов начала 2008-го ему еще далеко. В лучшем случае полное восстановление сегмента автолизинга мы увидим к концу текущего – началу следующего года.
Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова» (УОМЗ) является одним из ведущих предприятий отрасли и входит в государственный холдинг «ОАО «НПК «Оптические системы и технологии». О состоянии дел на предприятии, проводимых структурных реформах и планах по дальнейшему развитию «Ко» рассказал его генеральный директор Сергей Максин.