Третий не лишний
В бизнес-обиход вошел термин "медиация" - переговоры с участием третьей, нейтральной стороны.Сторона эта называется, естественно, медиатором, то есть посредником, переговорщиком, единственный интерес которого состоит в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор с максимальной для каждой из них выгодой.
Рыночный потенциал медиации огромен, но пока применительно к России говорить о сформировавшемся рынке услуг медиации, оборотах, конкуренции преждевременно, считает практикующий медиатор, тренер медиаторов Межрегионального союза медиаторов (МСМ) Ирина Решетняк: "В сегменте идет пока некая толкотня". И это неудивительно. "Феномен медиации пришел в Россию в середине 90-х годов прошлого века, и вплоть до последнего времени внедрение посредничества как альтернативного способа разрешения конфликтов шло достаточно медленно, - констатирует председатель совета директоров консалтинговой группы "О.С.В" Сергей Осутин. - По зарубежной статистике более 80% всех споров в США, например, разрешается посредством медиации. У нас в стране сегодня мировым соглашением заканчивается примерно 1% рассматриваемых судом корпоративных споров, а во всех остальных случаях процесс растягивается на годы. Арбитражные суды буквально завалены исками, так что рынок медиации в России воистину безграничен".
После вступления в силу с 1 января 2011 г. федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" и с утверждением в феврале этого года Минобразованием по согласованию с Минюстом программы подготовки медиаторов явление обрело правовую базу. Специальные службы медиации созданы в ТПП и РСПП, продвигает медиацию "Деловая Россия", есть уже упоминавшийся МСМ, в Санкт-Петербурге - сильная школа медиаторов и некоммерческое партнерство "Лига медиаторов". Медиативные процедуры активно внедряются в практику работы мировых и федеральных судов.
Здесь надо особо подчеркнуть, что медиация - это не арбитраж, не третейский суд и вообще не суд, от которого процесс медиации отличается по очень многим параметрам. Хотя бы тем, что, в отличие от судьи, медиатора можно выбрать. И при этом он не будет искать правых и виноватых и, собственно, судить. Задача медиатора принципиально иная. Он должен увести стороны от позиционного торга. Он нацелен на поиск согласия, когда ситуация разрешается по схеме win-win, а не по схеме win-lose. Если процедура медиации проходит успешно, конечно. А это именно процедура - с четким регламентом, определенными стадиями, правилами и принципами.
О конкретной стоимости услуг медиаторов говорить сложно. "Основной принцип при определении гонорара медиатора - платят обе стороны конфликта, и одинаковые суммы, - поясняет Сергей Осутин. - В отличие от практики, сложившейся в адвокатской среде, гонорар не привязывается к стоимости иска. Конкретные расценки связаны со сложностью и продолжительностью процесса переговоров, с квалификацией самого медиатора и т.п. Случается так, что конфликт удается разрешить за пару часов переговоров, и это одна цена. Порой процесс затягивается на два-три месяца и требует, например, более десяти встреч, и тогда гонорар медиатора будет совсем иным. Чаще всего присутствует смешанная система оплаты труда медиатора: единовременная первичная выплата и почасовая оплата".
По словам же Ирины Решетняк, средняя почасовая ставка - 10 000 руб., но это без учета всех остальных факторов, прежде всего продолжительности работы, квалификации и репутации медиатора. Если речь идет о коммерческих спорах, то процент от сделки в качестве гонорара успеха - тоже заработок медиатора.
Какие бизнес-кейсы наиболее типичны для медиации? "Наиболее типичными я бы назвал конфликты бизнесменов со своими контрагентами (долги, задержки с поставками, низкое качество товара) и конфликты совладельцев внутри одного бизнеса (выход из бизнеса одного из собственников, несправедливое распределение прибыли)", - говорит Сергей Осутин.
Практикующий медиатор и тренер медиаторов МСМ Михаил Поляков рассказывает такую историю из своего опыта: "В 2001-2002 гг. я как представитель ответчика участвовал в одном судебном процессе на территории Германии. Истцом был солидный немецкий банк, а ответчиком выступала крупная российская нефтяная компания. Речь шла о возврате многомиллиардного кредита. К тому моменту тяжба длилась уже более трех лет. И вот в один из моих приездов в Германию мне позвонили из компании, занимающейся медиацией, и предложили свои услуги, рассказав коротко, о чем именно идет речь. Что ж, соответствующие полномочия у меня были, и я счел возможным не отказываться. Переговоры в особняке XVIII века продолжались три часа, и мы с германскими коллегами пришли-таки к взаимовыгодному соглашению. Тяжба прекратилась, а адвокаты обеих сторон были только рады такому исходу".
Медиация и в самом деле может быть предпочтительнее любого другого способа разрешения конфликта, если стороны реально хотят именно договориться, а не просто настоять на своем. И если работает с ними квалифицированный медиатор. С последним условием, правда, пока не все просто: избытка сертифицированных и наработавших большую практику специалистов этого профиля нет. "Немногие медиаторы, - сокрушается Ирина Решетняк, - имеют за плечами десятки успешно проведенных процедур. Теория без практики мертва. Именно поэтому реальный опыт сегодня ценится на вес золота. По мере его накопления постепенно решатся и все другие проблемы".
Ирина Решетняк, сертифицированный практикующий медиатор, тренер медиаторов МСМКто такие медиаторы:
Безусловно, хороший посредник должен обладать гибким мышлением, уметь управлять своими эмоциями, быть настойчивым и терпеливым. А еще, и это главное, медиатор должен быть сертифицированным специалистом. На рынке уже существует несколько образовательных центров, однако не все из них могут гарантировать качество образования. Зачастую образовательной деятельностью в сфере медиации начинают заниматься люди, едва знакомые с сутью вопроса, не имеющие практического опыта проведения медиаций, а между тем тренеры по медиации тоже должны иметь свои сертификаты. Иначе они научат не тому и не так, а не тому и не так обученные медиаторы приведут дело к усугублению конфликта, который призваны были урегулировать, а заодно скомпрометируют и саму идею медиации.
Еще по теме
Съезд любой партии позавидовал бы составу участников "Революционного съезда", прошедшего в Pizzeria il Pomodoro и посвященного 150-летию первого Декрета о пицце, изданного Джузеппе Гарибальди.
1-2 октября 2011 года в Москве в отеле Ritz-Carlton состоится 13-я выставка образования Education UK, организованная Британским Советом. Это британская международная организация, которая открывает доступ к образованию и творческим идеям из Великобритании.