Top.Mail.Ru
архив

Центр силы

Впечатление о том, что либерализм есть светлая и красивая идея, которую компрометируют мелковатые и вороватые людишки, в значительной степени обманчиво. Существует стандартная экономическая теория, которая – при всех своих отдельных спорных моментах – работает. И существуют некие крайние, экстремистские политизированные проявления этой теории – «монетаристские» и прочие. Тем не менее стандартный экономический учебник не есть ересь. И, нравится это или не нравится, отменить его нельзя. Экономика – все-таки наука, хоть и общественная.

Но это не означает, что можно строить реальную жизнь и политику по стандартному учебнику. Экономика как таковая не занимает собой все пространство жизни. Есть еще огромное количество внеэкономических вещей. В свою очередь, сама экономика отнюдь не исчерпывается так называемым «рынком», то есть собственно товарообменом. Однако современный либерализм, абсолютизирующий рынок и его «невидимую руку», превратился в идеологию по типу религиозной. И как всякая идеология, он, безусловно, является инструментом в руках его идеологов.

Идея либерализма, особенно в «недефицитных» странах, выродилась не столько в специфические либеральные институты, которые, с точки зрения того же либерализма, очень сильно деформированы, сколько в идею абсолютной внешней открытости. Здесь мы выходим за рамки собственно экономики. Такая открытость означает одну вещь: запрет на самозащиту слабой системы, пытающейся догнать сильную. Банальный пример: если в боксе или в борьбе снять весовые и возрастные категории, то всегда будет один чемпион, а все остальные окажутся просто мертвыми. В этом смысле либерализм является инструментом защиты сильного от попыток слабых стать такими же сильными.

История не знает ни одного опыта модернизации в условиях либерализма. Некоторым исключением является Британия, именно потому, что она была царицей морей и полностью доминировала в мировой торговле. Ни Соединенные Штаты, ни Германия, ни Япония, ни Италия, ни Франция не модернизировались в обстановке открытости и либерализма. Российская модернизация начала века тоже была не либеральной. И тут проступает политическая часть вопроса: ввиду абсолютной инструментальной непригодности либерализма для экономической модернизации главным для носителей так называемого либерализма становится геополитическая ориентация на лидера. То есть на Соединенные Штаты.

Либералы являются сторонниками государства, которое само не осуществляет никакой целенаправленной экономической политики. Они заинтересованы в слабой власти. Ведь либералы всегда представляют собой очень небольшое меньшинство в любом обществе. Но, используя свои возможности, прямые и косвенные (финансовые, медийные), они навязывают обществу свою идеологию, свой взгляд на мир, свое мировоззрение и свои ценности. Когда власть слаба – элита сильна. Она всевластна. Поэтому либеральным элитам нужна слабая власть, которая не может существовать без их поддержки, помощи, даже без прямого спонсирования. Всё бы ничего, если бы эта элита была хотя бы национальной, то есть ориентированной на интересы своей страны. В нашем случае ситуация прямо обратная.

 

Поэтому с их точки зрения единственным недостатком Путина, который сам западник и склонен к экономическому либерализму, является то, что он недостаточно слаб, и им нельзя манипулировать. Таким образом, либеральная демократия для России – это просто-напросто инструмент контроля над Россией со стороны внешних хозяев.

Это элита, рожденная катастрофой.

Иначе говоря – мародеры.

Еще по теме