Top.Mail.Ru
архив

Творец империй

В июле 2003 года 70-летний глава Citigroup Сэнфорд Вейл назвал наконец имя своего преемника. За полвека, проведенных на Уолл-стрит, Вейл сумел создать с нуля две могущественные финансовые империи. А начиналось все со скромной должности курьера, работавшего за $35 в неделю.

 

Сэнфорд Вейл родился в марте 1933 года в Бруклине в семье польских евреев, эмигрировавших в США в начале ХХ века. Его отец Макс Вейл владел швейной фабрикой, мать Этта вела хозяйство и воспитывала детей. Семейство не бедствовало, хотя и респектабельным его трудно было назвать. В годы войны Вейл-старший попался на манипуляциях с ценами, заплатил высокий штраф и в конце концов оставил швейный бизнес. Его новая компания – AmericanSteel занималась импортом стали.

В 1947 году Сэнди отправили учиться в школу-интернат PeekskillMilitaryAcademy. Между старшими Вейлами уже начались нелады, и мать сочла за благо отослать сына подальше от семейных разборок.

 

Козни Амура

 

Вейл неплохо окончил школу, и перед ним распахнули двери два престижных университета – Гарвард и Корнелл. Вейл выбрал последний, поскольку Корнеллский университет славился своей терпимостью по отношению к евреям.

Сэнди собирался продолжить отцовское дело и потому выбрал специальность инженера. Однако соблазны студенческой жизни оказались сильнее, и уже на первом курсе Вейл поменял программу на более легкую – гуманитарную. В то время как его однокурсники заранее начали подыскивать будущее место работы, Сэнди предавался делам амурным. Его избранница Джоан Мошер была красива, умна и происходила из обеспеченной семьи. Каким-то образом невзрачный Сэнфорд сумел покорить ее сердце, и молодые люди начали подумывать о свадьбе.

Однако в 1955 году, как раз в год выпуска, случилось непредвиденное. Однажды ночью Макс Вейл вышел за сигаретами и не вернулся. История не была криминальной: вскоре блудный отец позвонил и объявил ошарашенному сыну, что решил развестись с его матерью и жениться на молодой любовнице. Попутно Вейл-старший сообщил, что втайне от семьи продал компанию, поэтому о тепленьком местечке после университета тоже можно забыть.

Чтобы поддержать убитую горем мать, Сэнди на время бросил учебу. К этим неприятностям добавилась еще и кампания, которую развернули против него родители Джоан. Они и раньше недолюбливали Сэнди, считая его семью недостаточно респектабельной. Однако скандальный развод родителей и проблемы с дипломом превратили будущего зятя из просто нежелательного в совершенно неприемлемого. Отец даже попытался подкупить дочь, пообещав ей путешествие в Европу, если та расстанется с женихом.

К чести Джоан, она выбрала Сэнфорда. Вместо шикарного торжества, о котором они мечтали, состоялась скромная свадьба.

Удалось утрясти и проблему с дипломом – Вейл получил его на несколько месяцев позже основной массы однокурсников. Лишившись гарантированного места в отцовском бизнесе, Сэнфорд решил пойти на службу в военно-воздушные силы. Однако незадолго до этого президент Эйзенхауэр принял решение урезать финансирование армии, в результате чего набор рекрутов был сокращен. К тому же на медкомиссии у Вейла обнаружили некоторые проблемы со здоровьем, и мысль о карьере пилота пришлось оставить.

 

Аутсайдер

 

Несчастный выпускник обратил взор на Уолл-стрит. Однако без связей рассчитывать на престижное место брокера или менеджера не приходилось. После нескольких недель поисков Сэнфорд устроился в брокерскую компанию BearStearns на должность курьера с жалким окладом $35 в неделю. Обеденные перерывы Вейл проводил на Нью-Йоркской фондовой бирже, наблюдая за торгами и мечтая стать когда-нибудь частью «элиты».

В конце концов Вейл упросил боссов дать ему возможность сдать экзамен на получение лицензии брокера. Готовился он за свой счет без отрыва от основных обязанностей. Через год экзамен был сдан, Вейл получил вожделенное место брокера.

Дела пошли не сразу. Самым тяжелым для Сэнфорда была работа с людьми – звонки, личные встречи. Он предпочитал проводить дни, изучая финансовую отчетность малоизвестных компаний и выискивая крупицы информации, на основе которых можно было бы сделать прогноз. Первые несколько недель единственным клиентом Вейла оставалась его мать. В тот период Сэнфорду очень помогла поддержка Джоан, и особенно ее регулярные напоминания о том, что Сэнди должен хоть иногда отрываться от бумаг и звонить потенциальным клиентам. Будучи послушным мужем, Вейл исполнял ее рекомендации и вскоре собрал неплохую клиентскую базу, основную массу которой составляли «земляки» – бизнесмены из Бруклина. Через некоторое время Вейлу стало тесно в BearStearns, и он перебрался в компанию Burnham & Co.

Когда Джоан и Сэнфорд сняли квартиру и переехали от родителей, их соседями оказалась другая молодая супружеская пара – Артур и Линда Картеры. Артур работал в LehmanBrothers, однако, как и Сэнфорд, чувствовал себя на Уолл-стрит человеком «второго сорта» из-за отсутствия связей и еврейского происхождения. Семьи подружились, и на совместных обедах мужья нередко обсуждали перспективу общего бизнеса.

К 1960 году идея окончательно созрела. Вейл и Картер подыскали двух единомышленников – Роджера Берлинда и Питера Потому из EastmanDillon. Каждый из партнеров вложил по $60 000. Половину доли Вейла заплатила его мать, а другую составили все деньги, которые они с Джоан откладывали на собственный дом. Общей суммы в $240 000 хватило на то, чтобы купить место на Нью-Йоркской фондовой бирже, снять скромный офис и взять на работу единственную секретаршу. В мае 1960 года состоялось официальное открытие фирмы, которую назвали незамысловато – Carter, Berlind, Potoma & Weill.

 

Не в имени счастье…

 

Для старта компании было выбрано удачное время – в США бурно развивались взаимные фонды. Доходы средних американцев росли, и все больше неофитов отваживались на игру с акциями. Такие клиенты представляли небольшой интерес для солидных компаний, но для фирм вроде Carter, Berlind, Potoma & Weill они стали настоящим спасением.

Коньком Вейла, как и раньше, был поиск малоизвестных компаний с хорошими перспективами роста. Одной из таких «жемчужин» стала AssociatedTransportInc., специализировавшаяся на грузоперевозках. В 1960 году цена ее акций варьировалась от $7 до $13, однако Вейл сумел разглядеть потенциал фирмы и убедил клиентов вкладывать в нее деньги. К 1964 году стоимость акций AssociatedTransportInc. выросла до $43, соответственно вложения инвесторов, последовавших совету Вейла, увеличились в четыре раза.

Фирма, созданная аутсайдерами Уолл-стрит, могла позволить себе брать на работу таких же аутсайдеров – талантливых молодых людей, по разным причинам отвергнутых солидными фирмами. Едва ли не самой удачной находкой стал Артур Левитт – впоследствии могущественный глава Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). В 1968 году, когда в руководстве произошли перемены, Левитту предложили занять место партнера, и фирма стала называться Cogan, Berlind, Weill & Levitt.

Для Вейла вообще было нехарактерно держаться за одно название, даже когда он сам стал наконец известным и уважаемым человеком на Уолл-стрит и мог использовать свою фамилию как брэнд. На пути «из грязи в князи» его любимое детище пережило множество переименований, в основном после слияний с более известными компаниями.

В 1970-е годы, когда фондовый рынок переживал спад, Вейл начал отрабатывать свою излюбленную схему: он покупал солидную некогда фирму, испытывавшую финансовые проблемы, объединял со своей и начинал работать под новым именем.

Первой добычей стала брокерская компания со столетней историей – HaydenStone, купленная в 1970 году. Затем в 1973-м последовало приобретение аналогичной фирмы H. Hentz & Co. Еще год спустя в копилку Вейла добавилась ShearsonHamill. Наконец, в 1979 году ShearsonHaydenStone купила LoebRhoades. На тот момент это было крупнейшее слияние в истории Уолл-стрит.

Вейл мог по праву гордиться своим детищем. Всего за двадцать лет скромная фирма, в которой поначалу было лишь пять сотрудников (четыре партнера и секретарша), превратилась в могущественную компанию, занимавшую второе место на своем рынке. Сейчас уже трудно судить, чем был продиктован следующий шаг Вейла – возможно, он заскучал или просто захотел признания со стороны авторитетов Уолл-стрит, которые так долго его отвергали. Но он принял чрезвычайно лестное для себя предложение: продать свою ShearsonLoebRhoades компании AmericanExpress за $930 млн и занять там пост президента.

Эта сделка стала, по признанию Вейла, самой крупной ошибкой в его карьере. Привыкший управлять собственной компанией, он с трудом выносил новое положение второго лица после главы AmericanExpress Джима Робинсона. В 1985 году, когда стало ясно, что Робинсон не намерен делиться властью, Вейл подал в отставку.

 

Второе пришествие

 

Вейлу было за пятьдесят, в деньгах он конечно же не нуждался. Самое время заняться гольфом и вкушать другие радости пенсионной жизни. Вейл честно попытался. В этот период он начал заниматься благотворительностью, причем относился к этому исключительно серьезно. Жена так и не смогла уговорить его съездить куда-нибудь отдохнуть. Как-то она позвонила Вейлу, чтобы позвать его на новый фильм. «Какое кино? Я же работаю!» – отмахнулся он. «Ты что, забыл, что у тебя теперь нет работы?» – спросила изумленная Джоан. За годы напряженного труда Вейл разучился наслаждаться жизнью, он все время боялся, что пропустит важный звонок, если не будет находиться на месте.

А звонки были. Вейлу звонили друзья, бывшие коллеги и клиенты. Вейлу надоело чувствовать себя не у дел, и в один прекрасный день он решился опять начать все с нуля.

Старт новой карьеры вновь был скромным: в 1986 году Вейл возглавил небольшую компанию CommercialCredit, причем вложил в нее около $7 млн собственных средств. Основным бизнесом фирмы были кредиты частным лицам, но при ней было также подразделение GulfInsurance, специализировавшееся на страховании собственности и несчастных случаев.

В 1988 году, когда фирма более или менее встала на ноги, Вейл открыл кошелек для новых покупок. Самым крупным приобретением ($1,5 млрд) стала корпорация Primerica, среди многочисленных подразделений которой числились брокерская компания SmithBarney и страховой бизнес A.L.Williams.

В 1992 году Primerica распродала непрофильные активы на сумму около $625 млн. Эти средства помогли Вейлу приобрести 27% акций известной страховой компании TravelersInsurance. Сам Вейл заработал в том году $67,6 млн, заняв второе место в списке самых высокооплачиваемых СЕО Америки.

Вейл чувствовал себя настолько уверенно, что уже год спустя решился осуществить свою давнюю мечту – выкупить у AmericanExpress родную Shearson. Сумма сделки, состоявшейся в марте 1993-го, составила $1,2 млрд. Еще $4 млрд Вейл выложил за оставшиеся акции Travelers.

Объединенная компания, получившая название TravelersGroup, предоставляла своим клиентам почти полный спектр финансовых услуг. В 1996 году она заняла 32-е место в списке 500 наиболее успешных компаний США по версии Fortune.

На этом покупательская активность Вейла не угасла. В 1997 году Travelers за $9 млрд приобрела Salomon Brothers, причем с благословения ее крупнейшего акционера Уоррена Баффета. В результате слияния появился один из крупнейших инвестиционных банков Salomon Smith Barney.

Но и эта сделка меркнет перед мегаслиянием, которое было объявлено в апреле 1998 года. За головокружительную по тем временам сумму $70 млрд Travelers приобрела Citicorp, центральным подразделением которой был Citibank. В мире финансов появилась новая супердержава, которую скромный Вейл вновь назвал в честь купленной компании. Citigroup должна была обслуживать 100 млн клиентов в 100 странах мира. В день объявления сделки общая стоимость акций обеих компаний выросла сразу на $13 млрд.

 

«Принц» Чарлз

 

Обогнав в 2003 году по размерам активов японскую Mizuho Financial, Citigroup вышла на первое место среди крупнейших мировых компаний, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг. В 2002 году ее оборот составил около $92,5 млрд – при чистой прибыли $15 млрд.

Но и без проблем не обошлось. Имидж Citigroup изрядно подпортили скандалы с Enron и WorldCom (которым она якобы помогала скрывать от общественности долги). Другим ударом по репутации компании и ее руководителей стало знаменитое расследование генерального прокурора Нью-Йорка Элиота Спитцера в отношении крупнейших инвестиционных банков с Уолл-стрит. Спитцер каким-то образом получил доступ к электронной переписке известного аналитика из SalomonSmithBarney Джека Грубмана, в которой тот весьма неосторожно исповедовался в том, что под давлением Вейла завысил инвестиционный рейтинг акций корпорации AT&T. В обмен на это Вейл помог близнецам Грубмана устроиться в престижную частную школу.

История темная. Вейл утверждает, что никакого давления не было. Якобы он всего лишь попросил Грубмана пересмотреть свои рекомендации в свете изменившейся ситуации на рынке. Грубман же вообще заявил, что письма сфабрикованы. Как бы то ни было оскандалившийся аналитик, некогда получавший до $20 млн в год, в Citigroup уже не работает. А компании пришлось выложить $400 млн штрафа, чтобы решить проблему мирным путем.

Разобравшись с неприятностями последних лет, Вейл, разменявший в марте восьмой десяток, наконец-то созрел до выбора наследника. В середине июля он объявил, что освобождает пост СЕО в пользу своего давнего друга и соратника – 53-летнего Чарлза Принса.

Профессиональный юрист Принс помогал Вейлу при заключении всех крупнейших сделок двух последних десятилетий. Особенно важной оказалась его помощь при урегулировании недавних проблем с властями. Существует легенда, что Принс однажды отложил операцию на почках, чтобы помочь боссу на важных переговорах. Как и Вейл, Принс трудоголик. На свое назначение он отреагировал своеобразно: «Я в восторге! Я в ужасе!»

Есть скептики, которые считают, что Вейл выбрал Принса, чтобы сохранить возможность дергать за ниточки, поскольку, оставив за собой кресло председателя правления, Вейл сохранил достаточно полномочий. Вейл эти слухи опровергает: мол, я обещал и уйду. Но решительных перемен в генеральной линии Citigroup ожидать не стоит. Об этом заявил уже и сам Принс.