Top.Mail.Ru
бизнес

Уход в онлайн и новые ожидания покупателей

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Согласно исследованию агентства B2B Research, на конец июня компании МСП в России, несмотря на практически полное снятие коронавирусных ограничений, продолжали терять выручку. Более половины (59 %) предприятий отмечали, что у них продолжает сокращаться объем работы, а 62 % компаний потеряли в общем обороте. Пандемия создала для предприятий МСП множество ограничений. Разбираемся, какие уроки предпринимателям придется извлечь из случившегося.  

Цифровизация всего

Во время самоизоляции офлайн-продажи у предпринимателей, торгующих не товарами первой необходимости, сократились практически до нуля. Стремясь оперативно укрепить онлайн-присутствие, компании МСП начали штурмовать маркетплейсы. В начале апреля количество вновь зарегистрированных компаний на Lamoda выросло на 25 % по сравнению с началом марта. Количество поставщиков Wildberries за первую неделю апреля 2020 года выросло на 1000 — в пять раз больше, чем за аналогичный период 2019 года. При этом растет не только B2C-сегмент, но и C2C-торговля. Например, на «Авито» в начале июня количество доставок выросло в 2,5 раза относительно аналогичного квартала прошлого года.

Пандемия COVID-19 не создала тренд на цифровизацию, а всего лишь придала мощный импульс его развитию, которое и так стало бы закономерным, убежден генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый. На организованной компанией для предпринимателей МСП конференции «Открытый диалог» он отметил, что, по его мнению, жизнеспособность малого и среднего бизнеса теперь зависит в первую очередь от способности наращивать обороты в онлайне. 

«Когда российская экономика начнет оправляться от последствий пандемии и вступит в фазу восстановления, быстрее будут расти сегменты, которые связаны с онлайн-рынком. Переход среднего и малого бизнеса в онлайн будет ускоряться. И развитие онлайн-инфраструктуры — торговых платформ, электронных платежей, логистических сервисов — станет основным драйвером роста для среднего и малого бизнеса. Поэтому сейчас важно, чтобы средние и малые предприятия смогли успешно пройти путь цифровизации всех внутренних бизнес-процессов», — подчеркивает Правдивый. 

Статистика показывает, что электронная коммерция в России действительно активно росла и до пандемии. По данным Data Insight, уже в 2019 году объем рынка электронной торговли в России составил 30,6 млрд $, и исследователи прогнозировали рост на 16 % к 2023 году. Business Insider Intelligence в феврале сообщил, что в 2019 году продажи электронной коммерции впервые превысили 10 % от общего объема розничных продаж. Значит, тренд на цифровизацию покупок (а следовательно, и продаж) не исчезнет и после того, как ситуация с COVID-19 останется далеко позади. 

Кооперация и доверие

Коронавирус по меньшей мере временно изменил цепочки поставок по всему миру. Когда вирусом был охвачен Китай, на границе образовались очереди, и сроки поставок срывались. Сохранять стабильность и получать необходимые ресурсы удавалось за счет кооперации с новыми партнерами, — отметили участники конференции «Продуктовый рынок России в ожидании перемен». 

Кризис выявил способность бизнес-среды к саморегуляции. И во время пандемии появилось много успешных примеров межотраслевого сотрудничества. Так, компании, испытывавшие потребность в привлечении дополнительных сотрудников (сервисы доставки, онлайн-магазины), принимали на временную работу людей, которые ранее были задействованы в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. Во время пандемии «Магнит» заявил о готовности предоставить временные рабочие места сотрудникам группы компаний «Шоколадница». Также принять высвобождающихся сотрудников оказался готов сервис доставки продуктов из магазинов iGooods. 

Бум спроса на услугу доставки создал условия, в которых подключаться к осуществлению этого сервиса пришлось организациям и сотрудникам, которые раньше этим не занимались. И в этих условиях заключение партнерств, которое раньше заняло бы месяцы, происходило за недели, рассказывает руководитель B2B-направления «Яндекс.Такси» Евгений Синельников. 

«Яндекс.Такси» в апреле как раз активно развивал сервис доставки, задействуя водителей, у которых снизилась нагрузка по пассажирским перевозкам. За время пандемии сервис стал доступен в 500 городах по всей России. Количество доставок по России выросло и на других платформах, сегодня 93 % всех доставляемых «Авито» товаров — это межрегиональная доставка.

«Мы начали работать с доставкой еще до коронавируса. Тогда мы планировали развивать это направление постепенно — в течение всего года добавлять функцию за функцией и смотреть, как все будет работать, тестировать. Потом случилась пандемия и режим самоизоляции. Мы буквально за недели внедряли функции и заключали партнерства, на которые раньше закладывали месяцы или кварталы», — отмечает Синельников.

Новые ожидания потребителей

Режим самоизоляции заметно изменил потребительские тренды. Накануне введения ограничений, по данным «Авито», пользователи бросились скупать приставки и товары для фитнеса дома. Во время самоизоляции все изменилось, и в топ приоритетов онлайн-шопинга вышли продукты питания, отмечается в отчете Data Insight. При этом ранее основными категориями товаров, которые пользовались высоким спросом у онлайн-потребителей, по данным PWC, были одежда и обувь.  

По данным Nielsen, которые приводит «Коммерсантъ», во время самоизоляции россияне при онлайн-покупках стали обращать гораздо больше внимания на цены. Другая заметная трансформация — бум запроса на доставку товаров дверь в дверь. Как было озвучено на конференции «Открытый диалог», в мае 2020 года только у сервиса «Авито» стало на 222 % больше заказов с доставкой, чем в мае прошлого года. В апреле — начале июня количество доставок выросло в 2,5 раза относительно аналогичного квартала прошлого года.

Вопрос в том, какие из этих изменений останутся с нами надолго. По данным Сбербанка, в июне российские потребители почти вернулись к совокупному уровню расходов, который был до пандемии, — во вторую неделю июня расходы россиян оказались всего на 8 % ниже, чем в прошлом году. Выходит, тренд на приостановление покупок «до лучших» времен уже начинает спадать. 

При этом, согласно прогнозу Ernst & Young, 31 % потребителей после пандемии все же будет стремиться к сокращению ежемесячных расходов. А значит, для предпринимателей МСП может стать необходимостью дополнительное снижение цен на товары и услуги, предоставление покупателям скидок. 

Другой «ковидный» тренд, который, скорее всего, сохранится и после пандемии, — рост запроса на экспресс-доставку товаров. Как отмечает Евгений Синельников, «Яндекс.Такси» не планирует сокращать направление доставки, поскольку видит в этой услуге стратегический потенциал: «Наша задача не просто сохранить темпы развития, а создать новую нишу экспресс-доставки, чтобы люди могли получить практически любой товар в течение часа, где бы они ни находились».