Top.Mail.Ru
бизнес

Промышленники надеются на автоматизацию и цифровизацию

Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Промышленники России загружены заказами, но испытывают острую нехватку финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Решить часть их проблем может автоматизация производства и цифровизация бизнес-процессов. Но и то, и другое не наладить без соответствующих специалистов. 

Первый всероссийский Слет производственников прошел в Москве в начале февраля. Предприниматели и промышленники из разных городов России обменялись опытом и обсудили насущные проблемы и задачи бизнеса. В рамках мероприятия также состоялось официальное открытие Содружества производственников «Цех». Это объединение владельцев средних и малых компаний, созданное Артемом Лукиным, главой компании — поставщика решений для роботизации производства Technored и экс-директором департамента сервисов технопарка «Сколково» Найлёй Ильманбетовой. 

Отмечалось, что главным вызовом 2024 года является дефицит кадров. Эту проблему озвучили более 85% владельцев средних и малых производственных предприятий в ходе исследования, проведенного Содружеством «Цех» и компаниями «Первый Бит» и Technored. В исследовании приняли участие собственники и руководители 264 компаний в сегменте среднего и малого бизнеса из разных регионов России, работающие в различных отраслях — металло- и деревообработке, химической, косметической, пищевой и легкой промышленности, мебельном производстве и других.

«Мы стараемся растить кадры сами, со студенческой скамьи, прямо из университетов отбирая подходящих кандидатов. Это наиболее успешная стратегия сейчас», — сказал журналу «Компания» Артем Лукин.

Решить проблему кадрового голода и нарастить объемы производства предприятия надеются с помощью автоматизации и цифровизации бизнеса, которую участники слета выделили среди основных трендов развития промышленных предприятий. В автоматизации бизнес-процессов заинтересованы 40% предпринимателей, 25% требуется автоматизация производственных линий.

Инвестиционные приоритеты

Руководитель компании «Первый Бит» Антон Долгов подтверждает, что спрос на автоматизацию в настоящий момент растет. Но автоматизировать производство без выстраивания бизнес-процессов практически невозможно. Большинство предпринимателей постоянно решают задачу распределения средств. Перед ними всегда стоит вопрос: вкладывать деньги в производство или в автоматизацию. Не всегда этот вопрос решается в пользу автоматизации, подчеркнул спикер.

«Промышленность, получившая большой рывок в развитии из-за увеличения числа госзаказов и инвестиций в регионы, столкнулась с рядом трудностей. Более 50% опрошенных отметили возможность активного роста, многократного увеличения производства, у большинства из них выстроены новые логистические цепочки, порядка 40% вышли на новые рынки сбыта. Усиленная автоматизация поможет поднять производительность труда и справиться с возросшим спросом. Трендами автоматизации в промышленности станут процесс импортозамещения — оперативная миграция на отечественное ПО, усиленная информационная безопасность, программная роботизация и использование искусственного интеллекта (AI)», — сказал Долгов журналу «Компания».

Но, решившись автоматизировать свои предприятия, компании встречаются с целым веером трудностей. Подробней о них рассказал руководитель макрорегиона Сибирь компании «Первый Бит» Евгений Шустов: «При словах “автоматизация промышленных предприятий” сразу приходят на ум стройный ряд уже устоявшихся технологий и решений, таких как AI, IoT, VR, продвинутая робототехника, иммерсивные технологии, цифровые двойники, периферийные и облачные вычисления, аддитивное производство и прочее. Все это, безусловно, будет частью технологических трендов на ближайшие два три года. Однако, если спуститься с цифровых небес на землю, картинка представляется менее радужной». 

Одной из важнейших проблем является недостаточный уровень экспертизы команды заказчика и вытекающие из этого сложности. Компании неверно выбирают ИТ-решения, поставщиков услуг или конкретную команду исполнителей. Поставщик ИТ-продуктов может уйти с российского рынка, закрывая доступ к выбранному программному продукту или услуге. Есть проблемы с результатами ускоренного импортозамещения, которое производственники характеризовали как «зоопарк технологий» и «лоскутная автоматизация». Заказчик не всегда может верно оценить сроки и стоимость проекта, стоимость владения, необходимого уровня поддержки решения и последующего влияния изменений на бизнес в целом.

Чтобы провести автоматизацию и цифровизацию своего бизнеса без последующих проблем, нужно получать достоверные, своевременные, полные данные для принятия управленческих решений. Это и упорядочивание НСИ (нормативно-справочной информации), инженерных данных, необходимых для управления производственным циклом, данных о загрузке производственных линий, о себестоимости партии и конкретного изделия, подчеркнул Шустов. Также необходимо решить задачи по защите информации, в том числе на уровне умных устройств и оборудования.

Важно повысить и эффективность работы сотрудников и понять, каких именно не хватает. Не менее важной задачей будет соответствие меняющимся требованиям законодательства в части налогового, бухгалтерского и кадрового учета в контексте, например, работы с ГОЗ или охраны труда.

«Задачи, с одной стороны, тривиальные, а с другой — являются сейчас ограничением для большого количества производственных площадок в стране», — подчеркнул Шустов. 

С надеждой на государство

Помимо кадрового голода, предприниматели назвали другие проблемы: сложности с импортом и логистикой (45% опрошенных), дорогие кредиты (40%) и трудности с привлечением финансирования (35%). Более трети (35%) хотели бы получить господдержку, но не знают, как это сделать.

Предприниматели отметили важность новых знакомств для развития бизнеса. «Считаю подобный нетвокинг очень полезным. Мы обрастаем контактами, а для предпринимателя это, возможно, главный ресурс. Идеи и проекты из комода вылезают сами, как только встречаешь на недостающие компетенции людей, которых искал», — сказал журналу «Компания» директор фабрики кинокресел «РАТКО» Денис Сазонов. Предприниматель отметил, что не всегда знаешь, что и как делать, но, когда встречается тот, кто может «закрыть» задачу, проект делает скачок в развитии.

Участники слета отметили, что мероприятие оказалось полезным. Особенно важно для многих было посмотреть на свои задачи и трудности со стороны, что позволяет найти новые решения. Но важнее всего было встретиться с ведущими профессионалами: участники слета неоднократно подчеркивали, что передача опыта, которая может состоятся на подобных площадках, необходима производственникам и предпринимателям.