Утилизация партнеров
Зафиксированное шведскими аналитиками лидерство России на мировом рынке оружия начинает сказываться и на банках, обслуживающих предприятия ВПК. Например, капитал близкого к Илье Клебанову СВА-банка в апреле вырос почти на 90%.
Однако самый впечатляющий прирост капитала продемонстрировал Росинбанк – аж в 35 раз. И этот финансовый институт тоже имеет отношение к «оборонке». А точнее, к предприятиям, опекаемым федеральным агентством «Росбоеприпасы». В частности, ФГУП «Промвзрыв» давно и активно сотрудничает с Легпромбанком, чьи владельцы и выступили около года назад инициаторами создания банковского холдинга, в центре которого будет Росинбанк.
Впрочем, скорее всего, капитализационные успехи Росинбанка обусловлены не столько усилением экспортного потенциала отечественного ВПК, сколько скорым стартом программы утилизации российского химического оружия. Как заявил недавно «приволжский» полпред президента Сергей Кириенко (председательствующий в госкомиссии по химразоружению), соответствующий завод будет готов к приему 25 августа. А надо сказать, что предприятия вроде того же «Промвзрыва» принимают довольно активное участие в этой программе, оценивающейся в $3 млрд.
Кстати, не исключено, что прошлогодние акционерные скандалы вокруг Легпромбанка объясняются в том числе и желанием некоторых его пайщиков во главе с Андреем Дробининым поучаствовать в освоении упомянутой суммы. Для воплощения в жизнь этих планов Дробинину нужно было заручиться поддержкой Кириенко. Между тем в Легпромбанке кое-какие интересы имел югославский предприниматель Саво Куюнжич. В свою очередь, возглавляемая Куюнжичем компания «Технологии моторов», будучи миноритарным акционером «Пермских моторов», очень вредила дружественному Кириенко «Интерросу». Возможно, что устранение представителей Куюнжича из Легпромбанка (и соответственно отстранение от грядущих миллиардных траншей на химразоружение) стало своеобразной платой Дробинина за снисхождение президентского полпреда.
Понятно, что, несмотря на рыночные декларации, редкий банкир добровольно откажется от участия в госпрограммах, открывающего доступ к сравнительно недорогим бюджетным ресурсам. В связи с этим показательно, например, что казанский банк «АК Барс», привлекающий внимание банка «Зенит», входит в десятку самых «бюджетных» финансовых институтов.
Некогда лидировавший в этом секторе МДМ-банк продолжает терять позиции. В апреле по объему бюджетных средств его обогнал даже банк «Санкт-Петербург», который, судя по всему, пожинает плоды подготовки к питерскому вояжу Джорджа Буша и прочим саммитам, призванным повысить общефедеральную роль города на Неве.
Вряд ли стартовавшая год назад экспансия МДМ на Северо-Запад никак не связана со стремлением переключить на себя бюджетные потоки региона. Купив «Петровский» и Инкассбанк, МДМ сейчас обхаживает «Балтийский». И дело тут, видимо, не в корпоративной клиентуре, поскольку прежний акционер Инкассбанка группа «ИСТ» уже перевела свой бизнес в НОМОС-банк, а счета обслуживавшейся «Балтийским» Октябрьской железной дороги, скорее всего, окажутся в Транскредитбанке. Благо питерские кадры приходят не только в МПС, но и в его опорный банк. На минувшей неделе появилась информация, что на пост председателя правления «Транскреда» прочат бывшего главу БалтОНЭКСИМа Юрия Красковского.
Тем не менее вызывающие интерес МДМ питерские финансовые институты довольно плотно вписаны в бюджетную инфраструктуру региона. А даже при наличии таких клиентов, как «Русский алюминий» или «Сибнефть», вряд ли стоит отказываться от участия в финансировании 300-летия родины президента.
К тому же есть некоторые тревожные сигналы того, что кое-какие стратегические партнеры могут через некоторое время покинуть МДМ-банк. Банк «Ингосстрах-Союз» (который принадлежит одноименной страховой компании) собирается за счет существующих акционеров втрое увеличить уставный капитал – до 1 млрд руб. Вполне возможно, что подобная щедрость «Ингосстраха» обусловлена стремлением его нынешнего владельца Олега Дерипаски создать свой банк для обслуживания не по дням, а по часам разрастающегося бизнеса группы «Базовый элемент».
Конечно, «Ингосстрах-Союз» еще очень мал, но одному «середнячку» Дерипаска уже помог стать крупнейшим банком страны.