Top.Mail.Ru
архив

В пакетиках бывает не только чай

В одном из секторов депрессивного мирового технологического рынка происходит бурный рост. Спрос на оборудование IP-телефонии продолжает расти. Битву за бюджеты операторов ведут две «армии» – «традиционные телефонисты» (такие, как Siemens и Alcatel) и производители оборудования для компьютерных сетей (CiscoSystems, 3Com и др.).

 

Все большее число телефонных сообщений передается по протоколу IP, когда голоса людей, ведущих телефонные переговоры, разбиваются на цифровые «пакеты» и преодолевают расстояние между собеседниками в «разобранном виде». Абоненты об этом даже не подозревают. По оценкам исследовательской фирмы GatherDataquest, доля телефонного трафика, передаваемого через протокол IP, и продажи оборудования для этой технологии продолжают расти.

 

Провода не резиновые

Крупные международные телефонные операторы дальней связи –AT&T, Cable & Wireless и др. – обратили внимание на возможности IP-телефонии несколько лет назад. В ближайшем будущем переход на пакетную передачу голоса может стать для них единственным способом выжить в конкурентной борьбе. Новая технология позволяет добиваться экономии за счет более рационального использования проводной инфраструктуры. Если в традиционной телефонии во время разговора необходимо поддерживать постоянное соединение между абонентами, то технологии IP-телефонии позволяют операторам быть более гибкими: цифровые пакеты с голосовым сообщением могут идти различными путями и по различным кабелям. Главное для оператора – обеспечить их своевременную доставку и правильную «склейку».

По оценкам специалистов CiscoSystems, технологии VoIP в шесть раз повышают пропускную способность каналов. Для операторов это очень важно. Дело в том, что их основные издержки приходятся на содержание и эксплуатацию сетей, а у сервис-провайдеров около 30% всех расходов уходит на аренду линий связи. В конечном итоге от экономии операторов выигрывает абонент – он получает новые услуги связи по невысокой цене.

Производители телекоммуникационного оборудования вели разработки в области IP-телефонии много лет. В конце 90-х они почувствовали, что клиент (читай: операторы связи) «созрел», и началась настоящая гонка.

Старт ей в 1999 году дала LucentTechnologies, которая приобрела молодую компанию Ascend, владевшую ноу-хау в области пакетной передачи голоса. Примеру Lucent последовала канадская NortelNetworks, предложившая свои решения в этой области. Вскоре в технологическую гонку включились европейские Siemens, Ericsson и Alcatel. Производители традиционного телефонного оборудования торопились защитить свой рынок до того, как на него придут лидеры по производству оборудования для компьютерных сетей и Интернета. Те, действительно, не заставили себя долго ждать и тоже ввязались в борьбу – свои решения начали предлагать CiscoSystems и молодые компании вроде Clarent и SonusNetworks.

 

Битва за офисы

Рынок дальней связи – не единственное поле битвы, на котором сражаются перечисленные компании. Офисные АТС представляют для LucentTechnologies, NortelNetworks, Siemens, Ericsson, Alcatel, CiscoSystems не меньший интерес, чем трансатлантические системы связи. Конкуренты видят свою задачу в том, чтобы переоснастить связь в офисах всего мира. Для этого им предстоит доказать корпорациям-клиентам, что работать на старом телекоммуникационном оборудовании дорого и невыгодно.

Для пущей убедительности президент Cisco Systems по региону EMEA Роберт Ллойд «бросает на чашу весов» опыт своей собственной компании: «Начиная с 1994 года благодаря внедрению IP-технологий Cisco Systems сэкономила в общей сложности $1,7 млрд. Из них свыше $800 млн сэкономлено за счет улучшения сети поставок, более $500 млн – за счет совершенствования процедуры обслуживания клиентов, $284 млн – за счет экономии на заочном обучении. Еще $42 млн мы сберегли, улучшив работу с персоналом». Во всех названных областях Cisco использовала IP-технологии.

Конкуренты из 3Com говорят, что IP-телефония в скором будущем позволит заменить нынешние две сети (компьютерную и телефонную), которыми пользуются офисы по всему миру, единой комплексной сетью. «Конвергенция голоса и данных – очень перспективная технология. Предполагается, что в офисе остается всего одна сеть. По ней передаются голос и данные, причем не только внутри офиса, но и между филиалами – для этого используются недорогие каналы Интернета. Сокращаются затраты на администрирование и содержание сети», – говорит системный инженер российского отделения компании 3Com Игорь Дягилев.

Несмотря на то что IP-телефония значительно расширяет возможности офисных телефонных сетей, производителям оборудования придется еще очень постараться, чтобы корпорации начали активно переходить на IP-телефонию. Вот что говорит об этом менеджер российского отделения компании Avaya Communication Георгий Санадзе: «Видеть на экране телефона курс валюты – это удобно. Звонить абоненту, всего лишь «кликнув» его имя на экране компьютера, – тоже удобно. Однако исключительно ради этих удобств никто сегодня IP-решения покупать не станет. Чтобы перейти на IP-телефонию, клиент должен почувствовать насущную потребность в этой технологии». Иными словами, корпоративный клиент должен «созреть» для IP-телефонии, как в свое время «созрели» для нее крупные операторы связи.

 

Оставим «вертушку» Кремлю

Международные операторы дальней связи уже давно используют оборудование IP-телефонии, в России же прогресс, как всегда, запаздывает. Национальный оператор дальней связи – компания «Ростелеком» лишь недавно приняла решение о развертывании собственной сети IP-телефонии. Ввод этой сети в эксплуатацию ожидается в конце марта 2002 года, построена она будет на оборудовании CiscoSystems. У «Ростелекома» есть несколько мелких конкурентов, позиционирующих себя как «операторы IP-телефонии». К их числу относятся компании «Тарио Трейдинг» (торговая марка Tario.net), «Зебра Телеком», «Корпорация О.С.С.» и проч. Однако эти компании не составляют серьезной конкуренции «Ростелекому» – их доля в общероссийском дальнем телефонном трафике невелика. По словам директора компании «Тарио Трейдинг» Александра Смаля, компании IP-телефонии не стремятся к серьезной конкуренции с традиционными операторами. «Мы работаем в другой нише – предоставляем услуги связи на интеллектуальных платформах, которые обладают более широкими возможностями, чем просто передача голоса на расстоянии», – говорит он. (Интеллектуальные платформы – это программы, на основе которых компании предлагают различные услуги: звонки из-за рубежа по льготным тарифам с использованием телефонных карточек, онлайновый доступ к различным базам данных и т.д. – Прим. «Ко».)

Иногда IP-телефонию обвиняют в низком качестве связи. В значительной степени такой дурной репутацией IP-телефония «обязана» компаниям Интернет-телефонии (см. раздел «Три составные части»). Плохо развитые отечественные линии связи тормозят и развитие IP-телефонии на просторах страны. Игорь Дягилев деликатно говорит о «некоторой неподготовленности российских каналов к широкому внедрению IP-технологии».

Корпоративных заказчиков, использующих IP-телефонию, в России очень мало – по оценкам производителей оборудования, сейчас этой технологией пользуются 1 – 2% российских компаний. «Спрос на российском рынке будет расти по мере улучшения каналов передачи данных. Скорее всего, со временем традиционная связь останется только на правительственных линиях и в сетях аварийных служб, бизнес же практически полностью перейдет на IP. Однако, на наш взгляд, это будет происходить не так быстро, как хотелось бы», – считает Георгий Санадзе.

 

Два заклятых друга

Мировые прогнозы развития IP-телефонии, напротив, весьма впечатляют. По данным Cisco, мировой рынок оборудования IP-телефонии в 2001 году составил $1,4 млрд.

Avaya прогнозирует 70-процентные темпы ежегодного роста мирового рынка IP-телефонии на базе компьютерных сетей вплоть до 2005 года.

Рынок модернизированных офисных АТС с функциями IP, по прогнозам Avaya, будет расти в этот же период со скоростью 90% в год.

Лидером на этом рынке является Cisco Systems, на долю которой в 2001 году пришлось 50% всех мировых продаж коммутаторов IP-телефонии.

В нашей стране ведущими поставщиками решений для IP-телефонии являются две компании – Avaya и Cisco. При этом подходы Avaya и Cisco к применению IP-технологий различны. «Avaya может предложить заказчику несколько вариантов перехода к IP-телефонии: можно модернизировать действующую АТС производства Avaya, что обеспечивает плавный и экономичный переход к IP, а можно развернуть сеть только на базе решений по передаче голоса по IP-протоколу», – говорит Георгий Санадзе.

Cisco идет другим путем – она оснащает существующую компьютерную сеть функцией передачи голоса. Для этого в офисе устанавливаются специальные IP-телефонные аппараты. Минусом подобного подхода является дороговизна этих аппаратов – выпускаемый Cisco многофункциональный IP-телефон (своеобразный симбиоз телефона и микрокомпьютера) стоит около $600.

 

Три составные части

Игроков на рынке IP-телефонии условно можно разделить на три категории.

Первую категорию образуют операторы Интернет-телефонии. Местный сервис-провайдер «запускает» оцифрованный голос в Интернет и практически не контролирует маршрут и качество прохождения сигнала. Услуга Интернет-телефонии относится к классу lowend – крайне низкое качество при невысоких ценах.

Ко второй категории можно отнести компании, которые используют протокол VoIP (VoiceoverIP – «голос поверх IP»). Эту технологию взяли на вооружение крупные телекоммуникационные операторы и небольшие компании связи, которые либо имеют свою собственную инфраструктуру, либо арендует каналы у другого оператора. Цены на услуги в этом случае выше, чем в Интернет-телефонии, но зато оператор тщательно следит за качеством связи.

Третья категория – компании, выпускающие корпоративные системы IP-телефонии. Их клиентов привлекает не столько возможность сэкономить на международных и междугородных звонках, сколько широкий спектр функций IP-телефонии.

Еще по теме