Top.Mail.Ru
архив

В ритейле все спокойно

Свершилось. Крупнейшая в Германии ритейловая сеть Metro наконец определилась со стратегией развития бизнеса в России. Сначала немцы будут строить cash&carry, потом рассмотрят и другие форматы. Если им дадут.

Скромное обаяние Запада

Долгожданное время "после выборов" наконец настало. Вхождение западных ритейлеров в Москву началось. Переговорив за последние два года со всеми местными ритейлерами, поприсутствовав на всех относящихся к розничному рынку конференциях, менеджеры немецкой сети предприняли первые конкретные шаги. Заявка на предоставление 10 участков уже подана в московское правительство. Пока она находится на рассмотрении в департаменте потребительского рынка. Его главу Владимира Малышкова немцы хотят видеть в роли координатора проекта.

Заявка иностранной компании тщательно изучается в мэрии - кто такие, сколько и где построили, почем торгуют. Настолько тщательно, что компания Metro AG уже написала Юрию Лужкову письмо с просьбой ускорить процесс: после долгой подготовки к московскому вторжению сети уже не терпится.

Первым форматом торговли Metro на российской земле станет cash&carry. Об этом можно было догадываться и прежде. Во-первых, компания Metro на новых рынках обычно начинает с мелкооптовой торговли, отлаживая отношения с поставщиками. Во-вторых, в Москву чаще других менеджеров наезжал Марек Мражек из польской Metro Cash&Carry GmbH. В-третьих, с открытием супермаркетов в Москве сейчас куча проблем. Metro пришлось бы искать сразу несколько помещений в городе - с хорошим местоположением, без запредельной цены и свободных от обязательств. Сегодня это практически невозможно.

Вопреки слухам ни одна из существующих в Москве крупных сетей продаваться немцам не собирается. Пока во всяком случае. Открывать же один магазин для начала операций на новом рынке не имеет смысла. Так что реальный выход на рынок первого западного ритейлера не произведет в рознице такого фурора, какой произвела шведская IKEA. Cash&carry рассчитан не на конечного потребителя, а на владельца мелкой розничной точки.

В Европе у Metro все магазины этого формата работают по клубному принципу. То есть владелец книжного магазина имеет карточку на доступ только к книгам, бакалейщик - к бакалее. В России, где слабо развита специализированная торговля, клубный принцип ограничит число потребителей. "Если же они сделают тусовочный стиль и откажутся от клубной системы, то будет не очень понятно, на кого рассчитан магазин, - говорит Родион Толпушов, директор консалт-бюро "Современные розничные технологии". - Тогда к ним поедут "недельщики", то есть люди, делающие покупки на целую неделю. Они готовы ехать за МКАД, ходить по магазину полдня и сидеть с семьей в кафе. Но их сейчас незначительное количество. Хотя, возможно, Metro таким образом хочет просто застолбить за собой формат".

Конкуренцию в формате cash&carry Metro составят не торговые сети, а оптовые рынки. Возможно, выбор для входа в страну именно cash&carry обусловлен желанием поучаствовать в программе Лужкова по украшению окраин Москвы цивилизованными большими магазинами. Первый cash&carry Metro планирует построить до 2002 года, потом в течение нескольких лет создать еще пять-шесть мелкооптовых магазинов. Все - в районе МКАД. Скорее всего, места под них будут предоставлены на месте нынешних продовольственных рынков, за закрытие которых так ратует мэр.

Все в рост

Продвижение еще одной западной сети - Spar тоже началось. По словам исполнительного директора "Спар - Москва" Олега Бакуна, пилотный магазин нидерландской сети откроется уже осенью. Далее развитие компании будет идти преимущественно по франчайзингу. По словам Бакуна, проблем, с которыми столкнулся "Перекресток" при развитии своей франчайзинговой программы, у Spar не будет. У "Перекрестка", помнится, многие желающие купить франшизу не могли получить дельного объяснения, за что платят деньги. Spar предлагает обучение - в Европе расположен 21 учебный центр. К тому же в распоряжении сети дистрибуторский центр "Русмеда". В связи с чем у клиентов - мелких магазинов, например, - могут появиться такие же скидки, как у крупных сетей. По мнению Бакуна, предложение Spar может быть интересно магазинам в формате "у дома". Им трудно конкурировать с крупными магазинами. Spar же берет на себя работу с поставщиками, те предоставляют большие скидки за объем, обеспеченный большим количеством франчайзи и собственных магазинов. "Для того чтобы загрузить дистрибуторский центр, мы сами откроем магазины в формате евро-Spar (700 - 2500 кв.м)", - говорит Бакун.

Пока Spar не обсуждал возможности сотрудничества в дистрибуции с Metro, но, например, в Италии подобный опыт двух ритейлеров имеется. Независимо от того пойдет ли Metro на совместные программы работы с поставщиками, Бакун уверен в перспективности развития сети при помощи франчайзинга. Во-первых, мелкие торговые точки получат возможность выйти на новый уровень. Во-вторых, банки готовы финансировать подобные планы.

Кстати, банки готовы инвестировать не только во франчайзинговые проекты. В частности, по сведениям "Ко", "Альфа-групп" не ограничивается работой только с "Перекрестком" и поддерживает другие магазины. Получила кредит от "Диалог-оптима" сеть "Копейка". Ищет инвестора и "Седьмой континент". С притоком новых денег, в том числе и западных, конкуренция в розничной торговле обострится.

Еще по теме