Top.Mail.Ru
архив

Великая американская Стена

- Что же вы делаете со своими деньгами? - Делаю еще деньги. - Зачем? - Чтобы снова сделать деньги…Примерно так описывал свое общение с настоящим американским миллионером, встреченным им в Америкев 1906 году, Максим Горький.

Писатель ушел тогда с Уолл-стрит, не видя смысла в том, чтобы делать из денег все больше и больше денег, и не понимая, что это как раз и есть основной и единственный смысл существования улицы с названием Стена.
   Стена - это если дословно перевести с английского. Или применить воображение, рассматривая сливающиеся воедино фасады из камня, стекла и бетона, сменившие колья и бревна, c которых все начиналось еще в середине XVII века. В 1653 году губернатор заморской голландской колонии Новый Амстердам Питер Стайвесант распорядился построить на южной оконечности острова Манхэттен, бревенчатую стену почти 4-метровой высоты. По сути это было фортификационное сооружение, которое, впрочем, не помогло: в 1664-м территория была захвачена англичанами. Правда, в 1673 году, во время третьей англо-голландской войны, голландцы отбили Нью-Йорк, как называли его новые хозяева, но всего на год. По договору, которым закончилась та война, Нью-Йорк на целое столетие стал владением британской короны.
   В 1685 году вдоль стены проложили улицу, бесхитростно названную Уолл-стрит. И хотя она не была тогда еще даже вымощена камнем, купцы тут же начали энергично застраивать ее складами и магазинами. Через 14 лет стену за ненадобностью разобрали (опасности к тому времени не представляли уже ни индейцы, ни голландцы), но название осталось.
   

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ

   Большие перемены на Уолл-стрит происходили в XVIII веке. Торговый центр стал превращаться сначала в средоточие политической власти, потому что на Уолл-стрит выстроили здание, в котором заседал Конгресс и где 30 апреля 1789 года состоялась первая инаугурация президента Америки. А в последней четверти того столетия на Уолл-стрит пришли финансисты. Торговля ценными бумагами в Нью-Йорке в то время была организована довольно наивно: чтобы купить или продать акции и облигации, нужно было или дать объявление в местной газете, или просто попросить друзей и знакомых разнести эту новость по городу. Но два-три десятка наиболее активных бизнесменов начали регулярно собираться в одном и том же месте на Уолл-стрит, где 17 мая 1792 года 24 человека договорились не торговать ценными бумагами при комиссионных ниже ?% и в первую очередь заключать сделки между собой. Со следующего года члены этой тогда еще неформальной организации перебрались с улицы в одну из манхэттенских кофеен. Прошла еще четверть века, и на Уолл-стрит открыла двери Нью-Йоркская биржа. В дальнейшем на Уолл-стрит расположились штаб-квартиры не только всех более-менее значимых американских банков, но и многих крупнейших компаний. Бюллетень с финансовой информацией, распространявшийся среди членов Нью-Йоркской фондовой биржи, в 1889-м превратился в ежедневную деловую The Wall Street Journal.
   Процветанию Уолл-стрит в какой-то мере, безусловно, способствовали особенности ее расположения: недлинная улица соединяет берега Ист-Ривер и Гудзона, а кроме того, близка к порту. Кстати, говорят, знаменитый Джон Пайертон Морган делал неплохие деньги, следя за прибывающими в порт кораблями из окна своей квартиры на последнем этаже и используя потом эти сведения для игры на товарной бирже.
   После Первой мировой войны, когда США обошли ослабленных войной конкурентов из Европы и стали самой богатой державой мира, Уолл-стрит, оттеснив Лондон, стала центром мировых финансов. Когда банкир или брокер говорил, что работает на Уолл-стрит, все сразу понимали: человек достиг больших успехов и входит в число небожителей.
   

ВЕКОВОЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ СПОР

   На углу Уолл-стрит находится самый старый храм Нью-Йорка - построенная в готическом стиле церковь Святой Троицы. Еще с 1705 года церковь владеет 215 акрами (0,87 кв. км) манхэттенской земли, подаренными королевой Анной. По разным оценкам, эти акры стоят сегодня от $0,7 трлн до $1 трлн.
   Правда, на них претендуют наследники некого капитана Роберта Эдвардса, жившего во второй половине XVIII века. Эдвардс родился в Южном Уэльсе и эмигрировал в Новый Свет, где стал известен больше как пират, захватывавший испанские корабли. Потомки бравого корсара утверждают, что накануне Войны за независимость Георг III подарил ему за верную службу большой земельный участок.
   Эдвардсы уже более ста лет безуспешно пытаются доказать, что им принадлежат 77 акров земли, которые стоят сейчас астрономические деньги. К несчастью для наследников Эдвардса, их предок утонул в море вместе с оригиналом дарственной. Хотя и ходят слухи о существовании ее копий, найти их до сих пор так и не сумели.
   Несколько лет назад, правда, четыре пожилые женщины из Уэльса, считающие себя прямыми потомками Роберта Эдвардса, рылись на чердаке и наткнулись на копию дарственной, датированной 1 июня 1778 года. В ней капитан Эдвардс передавал землю на острове Манхэттен братьям Джону и Джорджу Крюгерам, один из которых - Джон был старостой церкви Святой Троицы. Эта дарственная, считают нынешние Эдвардсы, является доказательством существования подписанного королем Георгом документа, потому что передать не принадлежавшую ему землю Эдвардс, мол, не мог. Согласно дарственной, земля переходила Крюгерам на 99 лет, после чего должна была вернуться к наследникам Эдвардса. Но досталась она церкви Святой Троицы, которая расставаться с баснословно дорогими акрами не собирается.
   

УОЛЛ-СТРИТ - СПАЛЬНЫЙ РАЙОН?

   Если о нравах, царивших на Уолл-стрит в середине XIX века, можно узнать из небольшой повести Германа Мелвилла "Писец Бартлби", у которой даже есть характерный подзаголовок "Уолл-стритская история", то об Уолл-стрит современной как нельзя лучше рассказывает одноименный известный фильм Оливера Стоуна (1987), в котором главные роли - беспринципного рейдера Гордона Гекко и начинающего брокера Бада Фокса блестяще сыграли получивший "Оскара" Майкл Дуглас и Чарли Шин. Лента "Уолл-стрит" стала культовой, а к ее сценаристу и исполнителям главных ролей до сих пор подходят люди и говорят, что картина изменила их жизнь и что они, стремясь быть похожими на Гекко или Фокса, становились финансистами и пробивались на вожделенную улицу. Сейчас, кстати, киностудия 20th Century Fox собирается снимать сиквел - речь в нем пойдет об Уолл-стрит XXI века.
   В мировом рейтинге финансовых центров GFCI, который с 2007-го составляет лондонская исследовательская компания Z/Yen Group, Нью-Йорк (Уолл-стрит) занимает в 2009 году второе место, совсем немного - всего 16 пунктов - уступая лондонскому Сити. Но в спину уже дышат энергичные, нахрапистые и стремительно сокращающие разрыв азиатские финансовые центры: тройку лидеров GFCI замыкает Гонконг, в этом году отстающий от Нью-Йорка на 45 пунктов против 84 годом ранее. Многие крупные финансовые организации по разным причинам переехали с Уолл-стрит на другие улицы или в другие города. Из-за кризиса на Уолл-стрит сейчас пустует около полумиллиона квадратных метров офисных площадей. Кроме того, улица Стена постепенно превращается в дорогой… спальный район. Причем жить здесь предпочитают не только финансисты, которых, правда, пока еще больше и которых, конечно, привлекает близость к работе, но и состоятельные нью-йоркцы, никакого отношения к миру больших денег не имеющие.
   Впрочем, капитулировать безоговорочно Уолл-стрит не намерена: по результатам опроса, проведенного Bloomberg, в III квартале 2009 года Нью-Йорк сохраняет позиции лидера, его в качестве ведущего финансового центра мира назвали 29% подписчиков Bloomberg. На второе место, оттеснив Лондон (16%), вышел Сингапур (17%).
   

КРИМИНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

   В недавнем интервью газете The Los Angeles Times бывший федеральный прокурор Джейкоб Френкель заявил, что сейчас, на волне мирового кризиса, заметно возрос криминальный интерес к Уолл-стрит. По словам Френкеля, злоумышленники, стремясь поправить пошатнувшиеся денежные дела, используют "агрессивные методы". Прокурору, хотя и бывшему, конечно, виднее, но вообще-то скандалы с незавидной регулярностью сотрясают Уолл-стрит последние лет десять. Именно долго копившиеся и как-то сразу и в невиданных прежде масштабах проявившиеся несовершенства финансового механизма Уолл-стрит стали одной из главных причин банкротств Enron, WorldCom и прочая и прочая, равно как историй с финансовыми пирамидами, инсайдом, аудитом. Недаром в США даже какое-то время говорили о кризисе корпоративного управления и немало ужесточили законодательную базу финрегулирования.
   Среди антигероев Уолл-стрит самого последнего времени можно назвать в первую очередь Бернарда Мэдоффа, который этим летом начал отбывать 150-летний тюремный срок за создание финансовой пирамиды, от которой пострадали тысячи клиентов. Сейчас буквально на наших глазах разворачивается скандал по поводу неправомерного использования инсайдерской информации. Под следствие попал основатель инвестиционного фонда Galleon Group миллиардер Радж Раджаратнам. Любопытно, что его личное состояние оценивается в $1,3 млрд, и он занимает 559-ю строчку в списке самых богатых людей планеты по версии Forbes. Если его вина будет доказана, ему грозит до 200 лет тюрьмы.
   Под подозрением еще пятеро высокопоставленных финансистов - старший вице-президент компании IBM Роберт Моффэт, менеджеры инвестфонда New Castle Partners (бывшее подразделение Bear Sterns) Марк Курланд и Дэниэл Чайси, директор по инвестициям корпорации Intel Раджив Гоэл, директор консалтинговой фирмы McKinsey & Co Анил Кумар. По данным следствия, за счет использования инсайдерской информации за последние три года они получили незаконную прибыль в размере $20 млн. В прессу "утекли" сведения о том, что задержанные якобы проводили незаконные операции с акциями Google, сети отелей Hilton, компьютерной Advanced Micro Devices и других известных компаний. Американские СМИ пишут, что речь, по всей видимости, идет о крупнейшем скандале подобного рода за всю историю США и Уолл-стрит.