Top.Mail.Ru
архив

Великий поход начался

Одна из наиболее известных фраз из цитатника Мао Цзэдуна гласит: «Когда дует ветер перемен, надо строить не изгороди для защиты от него, а ветряные мельницы». В советские годы эта цитата служила пропагандистам в качестве доказательства нутряного ревизионизма пекинского режима – кажется, этим термином было принято клеймить китайских товарищей, отказавшихся следовать в фарватере великого северного соседа. Однако, что звучит цинично из уст несгибаемого коммунистического лидера, то вполне естественно для страны, показывающей самые высокие темпы экономического роста. Поэтому теперь это высказывание Великого кормчего воспринимается исключительно как констатация прагматизма, присущего китайцам вне зависимости от того, кто ими управляет: император с мандаринами, КПК с хунвэйбинами или та же КПК с госкомпаниями.

Вот в духе этого самого прагматизма одна из тамошних госкомпаний, а именно Китайская национальная нефтегазовая компания CNPC, заинтересовалась предстоящей приватизацией российско-белорусской «Славнефти». Капитализация CNPC cоставляет $33,5 млрд, чистая прибыль превышает $5 млрд, так что потребные для стартовой цены аукциона $1,7 млрд китайцы найдут легко, считают аналитики. Представители РФФИ, организующие аукцион, и довольны, и обескуражены одновременно: с одной стороны, столь богатый претендент способен пополнить бюджет гораздо существеннее, нежели прижимистые отечественные олигархи, с другой – на такого иностранного инвестора при проведении «разогревочного» road-show в РФФИ, похоже, не рассчитывали. Ну, там, Shell, BP и прочие «семь сестер» – еще туда-сюда, но китайцы?

Прежде чем разбираться в выгодах и убытках, которые сулит CNPC покупка «Славнефти», взглянем на вопрос шире. Впервые в многолетней практике российско-китайского торгового обмена речь идет не о поставке огромной партии пуховиков в обмен на «КамАЗы» (крайне популярная в начале 1990-х бартерная сделка) и даже не о продаже крупнейшего на российском Дальнем Востоке рынка «Красная река». CNPC предполагает получить контроль над нефтяной компанией, до недавнего времени рассматривавшейся как объект стратегической важности. Это так, для ориентации в масштабах замысленного.

CNPC уже имеет некоторый опыт участия в приватизации нефтянки на территории бывшего Советского Союза. В 1997 году она купила компанию «Актобемунайгаз», добывающую нефть на западе Казахстана. Казахстанские власти остались крайне недовольны деятельностью китайцев: их обвиняли в невыполнении инвестиционных обязательств, хищнической добыче и даже неоправданном завозе китайской рабочей силы. Дело кончилось тем, что Казахстан, продав еще часть госпакета «Актобемунайгаза», подвинул китайцев, подсунув им в качестве совладельцев небезызвестную и в России американскую компанию Access Industries.

Разумеется, не очень удачный (с точки зрения властей страны пребывания) казахстанский опыт CNPC не будет обязательно повторен в «Славнефти». Упаси Боже: менее всего хочется лить воду на мельницу олигархов, которые могут разыграть и так лежащую на поверхности карту «китайской угрозы». Тем более что в случае покупки госпакета «Славнефти» CNPC получит группу российских миноритариев в виде ТНК и «Сибнефти». Для обретения полного контроля над компанией новому хозяину придется довыкупить и эти доли. Насколько такой подход соответствует китайским представлениям о прагматичности – судить самим китайцам.

Еще по теме