Top.Mail.Ru
бизнес

«Великобритания — пока самая бодрая»

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media
Кирилл Хрипунов — директор образовательного туроператора за рубежом Jey Study

Обычно летом компания Jey Study отправляла на учебу за границу до 800 российских студентов. В ковидное лето их число сократилось до 20, и выехать смогли только те, кто планирует долгосрочное обучение. Тем, кто, несмотря на сложности, настроен на учебу за границей, придется адаптироваться.

Бронирования зарубежных программ шли почти до первого официального дня самоизоляции в конце марта. У клиентов возникало множество вопросов, но тем не менее план месяца мы выполнили: поездки всех тех, у кого были вылеты в марте, состоялись. Хотя это и было рискованно, студенты учились до объявления о закрытии школ. Проблем с возвращением ни у кого не было. «Аэрофлот», например, лишь снизил частоту полетов в Лондон и Нью-Йорк, но продолжал летать туда-обратно даже в разгар пандемии.

В апреле мы начали адаптироваться к новым условиям и активно переводить программы в онлайн-формат. Сразу оговорюсь, что это вариант не для всех, он сильно отличается от того, что мы обычно предлагаем. Как правило, к нам приходят подготовленные студенты с опытом, которые уже попробовали себя в изучении языковых курсов, позанимались с репетиторами и теперь хотят именно погружения в языковую среду.

Весной у нас вылетает порядка 300–400 человек. До конца этой весны у нас еще была надежда, что сезон состоится. В мае начали открываться европейские школы, это обнадеживало, но границы остались на замке.

Провальным оказалось и лето: из обычного числа студентов — 600–800 человек — мы отправили всего 3 %.

При этом поддержки от государства не было. Этот факт воспринимался особенно тяжело, когда мы видели, какую помощь получают наши партнерские учебные учреждения за рубежом. В Великобритании государство сразу взяло на себя обязательство платить 80 % зарплаты сотрудникам до октября с последующим продлением. Аналогичные программы приняты и в других странах.

В России же было объявлено, что надо сохранить всех сотрудников в штате — с чем мы абсолютно согласны, — но про деньги на зарплату не уточнили. На два месяца правительство пообещало выплачивать по одному МРОТ на сотрудника, но мы не прошли по кодам статистики: обучения за рубежом там попросту нет.

Сейчас у нас остается с весны чуть более 200 студентов, которые готовы поехать учиться после снятия ограничений. Сложность состоит в том, что из-за пандемии вновь поступившие не имеют возможности получить визы: посольства части стран закрыты на неопределенный срок.

Например, в США действуют поправки, согласно которым иностранные студенты с визами F-1 и M-1 обязаны уехать из страны, если осенью их занятия будут проходить в онлайн-режиме, а для новых студентов выдача виз приостановлена. Аналогичная ситуация и в Канаде.

На сегодняшний день открыта Великобритания, страна пока самая «бодрая» в плане восстановления: там начиная с июня открылись все школы и в сентябре заработали кампусы всех университетов.

Но пока и там действует режим самоизоляции на две недели по прилету, и это, конечно, останавливает тех, кто едет учиться на непродолжительное время. Правда, на этот период многие школы предлагают бесплатное проживание и онлайн-обучение, а с третьей недели студенты могут начинать занятия в классе. Проживание теперь допускается строго по одному, а классы должны быть меньше по количеству человек.

Ирландия действует в рамках правил Евросоюза, который пока не открывает границы для России. Из плюсов — уже есть договоренность, что ирландцы переделают всем нашим студентам визы на новые даты без повторной оплаты.

Канада проявляет большую осторожность: колледжи и университеты работают только онлайн, иностранные студенты не могут вернуться. Но правительство Канады объявило, что онлайн-обучение пойдет в иммиграционный зачет, по которому студент получает право на работу в стране после учебы.

США открыты для россиян, но выдача виз так и не возобновилась. Кроме того, продолжается поток негативных новостей о беспорядках в стране и репортажей о бегстве из Нью-Йорка. Это, конечно, временные проблемы, но восстановление потока оттягивает.

В результате многие студенты, кто планировал приступить к обучению в сентябре, переносят начало на зимний семестр из-за сложностей с получением визы, карантина по приезду и неопределенной ситуации с получением лечения по страховке для лиц с иностранным гражданством.

Если смотреть оптимистично, что в течение полугода откроются все границы, то на восстановление до уровня 2019 года нам понадобится 2–4 года. Против этого будут играть психологические страхи и снижение личных доходов. К тому же за последние месяцы рубль снова просел – а значит, наши услуги стали дороже.