Top.Mail.Ru
архив

Весь этот цирк

Чемпионат мира по футболу сводит всех с ума. Прекращают работу предприятия и учреждения, отменяются сеансы в кинотеатрах, встречи и командировки, откладываются парламентские заседания и производственные совещания. Телевизионные трансляции футбольных матчей становятся причиной семейных конфликтов. Современный чемпионат мира по футболу, друзья мои, – это одно из проявлений процесса глобализации. Он идет вперед, несмотря на то что в мировой экономике продолжается кризис, индекс NASDAQ «подешевел» на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а индекс Dow Jones колеблется около 9800 единиц, в то время как в июне 2001 года он находился на уровне 11 000 единиц.

Да, глобализация продолжает свой путь. Хотя господин Гринспен всеми силами пытается скрыть, что она хромает и спотыкается. Глобализация продолжается, потому что new economy – несмотря на ее глубочайший кризис – приучила нас к коллективному ритуалу, согласно которому миллионы людей в различных уголках планеты затаив дыхание следили в телевизионных выпусках новостей за событиями на крупнейших биржах мира. Такое единство невозможно было вообразить в какой-либо другой период истории человечества.

Таким же ритуалом является по своей сути и великий праздник футбола и спорта в целом. В ходе этого ритуала под рев беснующихся трибун на футбольных полях рождаются новые мифологические герои, современные гладиаторы, которые в то же время являются блестящим произведением «фабрики грез», приторная атмосфера постоянного праздника которой окутывает всех нас.

Реальный мир исчезает за мельканием разноцветных маек футболистов. Создается впечатление, что страны, о которых мы уже давно ничего не слышали, еще существуют. И действительно, они фигурируют в программе зрелищ, а их футболисты выходят на ярко-зеленые поля в Южной Корее и Японии.

Эти игроки смогли остаться в спорте только благодаря тому, что с малых лет они, покинув свои родные страны, играют в клубах богатых стран. Здесь они совершенствуют свое мастерство, завоевывают славу и богатство. Они играют главным образом за европейские клубы, поскольку привычный для нас, европейцев, футбол в Америке не пользуется большой популярностью – он всего лишь бледная тень американского футбола. А сегодня их просто-напросто одолжили на чемпионат национальным сборным их родных стран – продемонстрировать, что Сенегал, Камерун или Нигерия еще существуют в действительности.

Таким образом, восстает из забвения целый Африканский континент, о котором мы почти ничего не знаем, поскольку ему, как правило, не уделяют внимания наши средства массовой информации. А спрашивается, зачем уделять внимание Африке, если со своим миллиардным населением она с трудом производит 1% мирового валового продукта? Кто, кроме выдающихся африканских спортсменов, может быть еще интересен Западу? Если бы весь Африканский континент погрузился в океанскую пучину, как когда-то Атлантида, вполне вероятно, что этого даже и не заметили бы, если бы только об этом не напомнили поднявшиеся волны.

Из небытия возвращается и Латинская Америка, о которой мы слышим чуть больше, так как за последние годы очень много говорилось о том, что Аргентина погружается в пучину – правда, не океана, а экономического хаоса. В латиноамериканских командах нет африканских игроков, импортированных из стран «третьего мира», только потому, что вся Латинская Америка является составной частью «третьего мира».

А вообще мы на целый месяц – по словам одной авторитетной американской газеты – сможем отрешиться от мировых проблем, политических драм и кровавых конфликтов. Вместо этого мы день за днем будем наблюдать за виртуальным, внешне равноправным состязанием между странами-«миражами» и странами-«господами», причем определяет нарушения в игре всего лишь один арбитр на основании правил, имеющих равную силу для всех. И вполне возможно, что в виртуальном действе более слабый положит на лопатки более сильного. По крайней мере в начале турнира мы видим, что это уже происходит. Но вряд ли слабый победит в конечном счете – ведь в распоряжении сильного толстый кошелек, из которого он платит по всем счетам.

В нашей памяти останется также мелькание телерекламы, на средства от которой и содержится весь этот цирк. Именно благодаря рекламе будут проданы те товары, которые без нее остались бы на складе. Именно реклама формирует нужные производителю вкусы и моду. Пока наши глаза следят за полетом мяча или дриблингом, в наши мозги внедряются рекламные образы: то картинкой над головой тренера, то беглой строкой в углу экрана, то словами спортивного комментатора. Наши мозги пронизывают импульсы, побуждающие нас приобрести то, чего у нас пока еще нет. Именно наши мозги, поскольку у нас есть деньги. Для остальных пяти миллиардов населения планеты, у которых хватает денег только на покупку телевизоров, это станет новыми несбыточными желаниями. И новыми обидами, которые рано или поздно потребуют отмщения.

Еще по теме