Top.Mail.Ru
архив

Входит и выходит

В XIX веке Россия стала крупным экспортером продовольствия не только благодаря купцам. Им успешно "помогали" европейские компании, наладившие свое производство в нашей стране. Сейчас, когда есть надежды на восстановление российского экспорта, может произойти то же самое. Западные продовольственные группы обязательно примут участие в дележе российского экспортного каравая.

Детальной статистики относительно того, кто вывозит из страны продовольствие, практически нет. По данным "Ко", существует три группы экспортеров продовольствия - внешнеторговые объединения, частные российские производители и иностранные компании. По разным оценкам, последние экспортируют от 15% до 25% российского продовольствия.

Отечественные производители строят радужные планы по освоению европейского рынка, а тем временем в России уже успела сформироваться настоящая "пятая колонна" из дочерних структур западных продовольственных корпораций.

Сейчас их названия практически ничего не говорят российскому уху. Зато любой европейский специалист уважительно закивает, услышав список: Louis Dreifus, Cargill, Sucden, New Zealand Dairy Board. Многие из этих компаний пока работают в России в форме малоприметных ЗАО, основная задача которых - ждать. Есть основания полагать, что уже в 2001 - 2002 годах начнется активное развитие бизнеса западных компаний на рынке сельскохозяйственного сырья.

В конце 1999 года произошло два крупных события, которые сильно насторожили отечественных экспортеров. Во-первых, ЕБРР начал активно кредитовать российские дочерние структуры западных продовольственных компаний. Если открытие кредитной линии французской Sucden - крупнейшему в мире сахарному трейдеру - еще можно объяснить необходимостью насыщения российского рынка (наш страна традиционно испытывает сахарный дефицит, а Sucden развивает производство в Липецкой и Белгородской областях), то переговоры банка с зерновым трейдером Louis Dreifus вызвали на российском рынке зерна настоящий переполох. Louis Dreifus, который, судя по всему, получит кредитную линию в размере до $48 млн, легко может подмять под себя значительную часть российского экспорта. По данным "Ко", ЕБРР сейчас обсуждает запросы еще пяти дочерних структур западных трейдеров, которые предполагают именно вывозить из России продовольствие, а не ввозить его.

Второе событие - реформирование российского представительства New Zealand Dairy Board. Компания была разделена на две фирмы. Одна из них - "Новозеландское молоко" отвечает теперь за маркетинг и сбыт импортируемого молока и сливочного масла. Другая - "Новозеландские молочные продукты" специализируется на торговых операциях с российскими сырьевыми производителями. По словам представителей компании, НЗМП предполагает в течение двух лет создать систему закупки сухого молока для его дальнейшего экспорта. Кстати, Россия, последние семь лет являющаяся нетто-импортером молока, его немало и экспортирует. Причем не менее 65% экспорта молока обеспечивают западные компании.

Стоит заметить, что российское сельское хозяйство предоставляет уникальные возможности для экспортеров. Прежде всего это обусловлено низкими ценами на топливо и электроэнергию. Однако российские компании-производители на рынке продовольствия находятся в худшем положении, нежели западные, у которых есть и кредитная история, и доступ к международным финансам. К тому же они обладают отработанными логистическими технологиями, да и опыт на внешних рынках имеют несравнимо больший.

Подъем в российском сельском хозяйстве неизменно вызовет к жизни вопрос: кто будет экспортировать качественное продовольствие - российские или западные компании? Потомки Луи Дрейфуса еще скажут свое слово - сомневаться в этом не приходится.

Еще по теме