Top.Mail.Ru
архив

Вредный бюджет

ПРАВИТЕЛЬСТВО одобрило проект бюджета-2002, и на днях его начнет мусолить Дума. Официальная пропаганда говорит, что бюджет впервые в российской истории будет профицитным, что зарплаты бюджетникам повысят, по долгам заплатят и даже создадут задел на 2003 год, когда платить по долгам придется еще больше. Наконец, Минфин обещает вернуться на европейский финансовый рынок, предложив инвесторам еврооблигации на $1млрд – $2 млрд. Чем сильно поспособствует повышению кредитного рейтинга России и, следовательно, улучшит условия займов для корпораций и регионов. Это все пропаганда. Долги, конечно, штука важная, и газеты правы, когда оживленно обсуждают, как Минфин намерен их выплачивать и какие маневры изобретает, чтобы не потратить деньги внутри страны, а сберечь их для кредиторов. Но куда важнее другое, о чем все молчат: бюджет будущего года увеличивает нагрузку на экономику. Несмотря на весьма приятные разговоры о налоговой реформе и облегчении бремени. Доля федеральных доходов к ВВП в последние годы и так росла и не только за счет перераспределения налогов между центром и регионами. В среднем за январь – июль этого года доходы федерального бюджета составили, по данным Минфина, 17,6% ВВП. Напомним, год назад много говорили о снижении налогового бремени, и проект бюджета обещал, что его доходы составят 15,4% ВВП. Тогда как «Ко» (№32 от 28 августа 2000) точно предсказал, что доходы бюджета-2001 составят 17 – 18% ВВП. В следующем году, по плану Минфина, доходы бюджета превысят 18.8% ВВП, т.е вырастут на 1% против нынешних. А если, как повелось в 1999 – 2001 годах, бюджет получит дополнительные доходы, федеральная нагрузка на экономику вполне может достигнуть 20 – 21% ВВП. Вот вам и налоговая реформа. Честно говоря, не до конца понятно, где Минфин возьмет столько денег. В этом году было запланировано 1,1936 трлн руб. доходов, а в реальности будет на 0,2 – 0,3 трлн больше. В 2002 году правительство хочет собрать 1,9954 трлн руб, т.е. на 67,2% больше, чем хотело собрать в этом году, или на 33 – 43% больше, чем соберет в реальности. Это-то и непонятно. ВВП растет на 4 – 5% в год. Инфляция держится на уровне около 20%. А бюджет должен вырасти на треть как минимум – и это из расчета, что в будущем году никаких дополнительных доходов не будет. А они, естественно, будут. Расчеты Минфина по составу доходов гораздо честнее, чем его недавний плач о том, что снижение ставки налога на прибыль лишит государство огромных средств. Этот налог, по плану, вырастет на 11%, что с учетом отмены льгот является оценкой очень скромной, но все же в верном направлении. Зато сборы по НДС увеличатся на 35%, таможенные – на 68%, а платежи за пользование недрами – почти в пять раз. С последними все более-менее понятно: принятый летом закон о налоге на добычу ископаемых обеспечит более 10% доходной части бюджета. Более интересен рост таможенных сборов при планируемом снижении пошлин в связи со вступлением в ВТО. Надо учесть также, что поскольку солидная часть нагрузки на нефтяников переносится с экспортных пошлин на налог на добычу, пошлины на нефть будут не расти, а снижаться. Значит, рост таможенных доходов обеспечит не ТЭК. Это и печалит больше всего: видимо, продолжающаяся таможенная реформа вселила в сердца минфиновских чиновников надежду, что «серый» импорт и экспорт можно полностью перекрасить в «белый». Иначе откуда такие планы при том, что экспорт вряд ли будет сильно расти, а импорт также увеличится не более чем на 15 – 25%. Так или иначе, пока чиновники своих доходных расчетов не рассекретили, но связаны они, по-видимому, с полной и окончательной победой над тенью. Несмотря на планируемый рост доходов, государство не уверено в своей способности платить внешний долг. Поэтому применяется ряд трюков: расходы бюджета сверстаны из расчета цены нефти Urals $17/баррель, а доходы – из расчета на $22/баррель. При этом платежи по основной части внешнего долга записаны не в расходы, а в профицит (126,5 млрд руб.). Что касается попытки взять новые кредиты, ее своевременность неочевидна, особенно если обслуживание еврооблигаций будет стоить 11 – 12%. Даже если оно составит 9 – 10%, это, по расчетам аналитиков, превысит текущие котировки еврооблигаций. То есть рефинансирование, скорее всего, увеличит стоимость обслуживания долга, а не уменьшит его. Наконец, особенно пикантна идея взять в долг ради выполнения президентской идеи создания стабилизационного фонда на 2003 год. Обычно резервы создают из собственных доходов, а не при помощи займов.

Еще по теме