Top.Mail.Ru
бизнес

«Время неудачное»: почему «Делимобиль» отсрочил листинг в США

Фото: Aleksander Polyakov / Global Look Press Фото: Aleksander Polyakov / Global Look Press

«Делимобиль» два года готовился к листингу в США. Сервис каршеринга должен был разместиться на Нью-Йоркской фондовой бирже в ноябре. В последний момент его планы изменились: из-за «рыночных условий» размещение переносится, сообщила компания. Опрошенные «Компанией» эксперты соглашаются с тем, что для выхода на биржу сейчас не самое подходящее время, но планам компании также мог помешать и слабый интерес инвесторов.

Параметры размещения

Торги в Нью-Йорке должны были запуститься 3 ноября. В рамках IPO «Делимобиль» рассчитывал разместить 20 млн ADS (каждая из них соответствует двум обыкновенным акциям). Если андеррайтеры размещения полностью реализуют предусмотренный опцион, то объем IPO вырастет до 23 млн ADS. Компания готовилась привлечь 200-240 млн долларов, а при реализации опциона сумма могла увеличиться до 230-276 млн долларов.

В рамках подготовки к IPO «Делимобиль» оценили более чем в 900 млн долларов. Бумаги компании должны были торговаться на NYSE под тикером DMOB. Среди организаторов размещения — BofA Securities, Citigroup Global Markets и «ВТБ Капитал», а совместными букраннерами стали Renaissance Securities, Sberbank CIB и Banco Santander.

О планах «Делимобиля» провести листинг в Нью-Йорке в конце 2019 года объявил основатель компании, итальянский финансист Винченцо Трани. Он так же рассказал о будущем размещении каршерингового сервиса на Московской бирже. Площадка допустила к торгам расписки компании в октябре 2021 года.

На прошлой неделе собеседники «Интерфакса» сообщили о переподписании книги заявок на акции «Делимобиля»: число желающих купить бумаги сервиса превысило количество акций, выставленных на торги. Позднее компания объявила о переносе IPO. «Несмотря на высокий интерес со стороны инвесторов, "Делимобиль" принял решение перенести сроки IPO из-за рыночных условий», — говорится в заявлении сервиса. Компания успокоила инвесторов, пообещав вернуть вложенные ими деньги. Сколько инвестиций ей удалось привлечь, не уточняется.

«Тема хайповая»

Несмотря на заявление «Делимобиля», ситуацию на биржах можно считать более чем позитивной, говорит финансовый аналитик Сергей Дроздов. «На рынках денег по-прежнему много. Биржевые индикаторы США растут, на российском рынке тоже пока все неплохо. Видимо, предварительные заявки на участие в размещении "Делимобиля" показали, что IPO не будет столь успешным. Скорее всего, это связано с отсутствием достаточного интереса со стороны инвесторов», — сказал он в беседе с «Компанией».

Российские компании хотят размещаться по верхней границе, продолжает аналитик. Возможно, в этом случае пришли к выводу, что достигнуть максимальной планки не удастся. «Это в США инвесторам дают некий зазор, чтобы какую-то прибыль после IPO получить. В России же в последние годы около 90% размещений заканчиваются дальнейшим снижением котировок. Fix Price тому пример», — добавляет Дроздов.

По мнению аналитика, локдаун в России и новые COVID-ограничения в мире на фондовом рынке никак не отразились. «Снаряд дважды в одну яму не попадает. Рынки реагировали, когда были тотальные локдауны в прошлом году, но сейчас инвесторы на это уже никакого внимания не обращают», — отмечает эксперт.

Определенные риски из-за пандемии все же присутствуют, не соглашается ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «Намечается серьезная волатильность на рынках, а стабилизация ожидается лишь ко второму кварталу 2022 года. "Делимобиль" сильно зависит от ситуации с пандемией: сложности с поставками комплектующих и высокие цены на транспортные средства (ключевая расходная статья компании). На это накладывается рост конкуренции на рынке. Время сейчас неудачное, компания решила не рисковать», — сказал он «Компании».

Связанные с шерингом сервисы сегодня особенно популярны, «тема хайповая», продолжает Абзалов. У таких платформ есть перспектива и шансы на высокий спрос со стороны инвесторов. «Вопрос даже не в том, как пройдет размещение "Делимобиля", а что будет после него. Были примеры эмитентов, которые благополучно схлопывались после выхода на биржу. Интерес у инвесторов есть, ликвидность есть, надо только предложить правильную историю», — заключил Абзалов.

Частью такой «истории» могло стать появление в совете директоров «Делимобиля» известного европейского политика — бывшего премьер-министра Италии Маттео Ренци. Об этом компания сообщила в документах, опубликованных на сайте SEC. В них она также предупредила, что против Ренци на родине возбуждено несколько уголовных дел: он подозревается в растрате.

Зачем «Делимобилю» IPO

«Делимобиль» привлекает инвестиции для выполнения бизнес-плана до выхода компании на безубыточность, говорил в беседе с Forbes Кирилл Панарин, аналитик «Ренессанс Капитала» (организует размещение). Если компания привлечет меньше ожидаемой суммы, то ей придется рассмотреть другие способы финансирования, включая кредиты, отметил он.

Сейчас компания продолжает терпеть убытки: в первой половине 2021 года они составили 1 млрд рублей. Показатель снизился на 44% по сравнению с тем же периодом 2020 года (2,3 млрд рублей). Выручка компании в этот период выросла на 120% — до 4,9 млрд рублей.

Тем не менее «Делимобилю», согласно отчету Bank of America от 16 июня, удалось завоевать лидерство на рынке каршеринга в Москве. За год доля компании увеличилась с 37,1% до 40,5%, а доля «Яндекс.Драйв» упала с 48,7 до 39,9%.

В октябре основатель «Делимобиля» Винченцо Трани рассказал журналу «Компания», что сервис пока не намерен следовать примеру «Яндекса» и перерастать в экосистему.

«Мы не планируем заниматься сразу многими направлениями, сосредоточены на аренде автомобиля. Но готовы расширять число услуг "вокруг автомобиля"», — отметил Трани. Также в планах компании расширить сервис долговременной аренды, добавил бизнесмен.