Top.Mail.Ru
рынки

«Делимобиль» ушел в отрыв

Фото: Коммерсант/Легион медиа Фото: Коммерсант/Легион медиа

На рынке московского каршеринга сменился лидер: сервис «Делимобиль» обогнал «Яндекс.Драйв» по числу поездок. По словам аналитиков, для этого есть несколько причин и дело не только в пополнении автопарка «Делимобиля» и относительно высоких тарифов «Яндекс.Драйва», но и в комплектующих для машин.

По данным исследования Bank of America, основанного на статистике дептранса Москвы, в прошлом июне доля «Яндекс.Драйва» по числу поездок составляла 48,7%, в ноябре — 41,5%», в июне 2021-го — 39,3%. При этом у «Делимобиля» доля выросла с 37,1% до 40,5%, у BelkaCar — с 10,6% до 15,9%. Доля других операторов осталась на прежнем уровне — 3,7%, пишет «Коммерсант».

московский каршеринг

Москва является самым крупным по выручке регионом на рынке каршеринга. В марте дептранс детально изучил рынок и выяснил, что за день на «Яндекс.Драйве» совершалось 55,6 тысячи поездок, на «Делимобиле» — 38,5 тысячи. Также «Яндекс.Драйв» занял первое место в рейтинге по частоте поездок пользователей на одной машине в день с показателем в 6,1.

На март у «Яндекс.Драйва» было 10,8 тысячи разрешений, у «Делимобиля» — 8,7 тысячи разрешений, у BelkaCar — 4,2 тысячи, у «Ситидрайва» — 1,4 тысячи. Фактически эти цифры означают действующий размер автопарка сервисов.

Причины отставания «Яндекс.Драйва»

«Делимобиль», в отличие от «Яндекс.Драйва», наращивает автопарк в Москве, заявил изданию основатель и бывший гендиректор каршеринга «Ситидрайв» (ранее YouDrive) Борис Голиков. Он обратил внимание, что «Яндекс» начал предлагать часть своих автомобилей в долгосрочную аренду, тогда как «Делимобиль» создал для этого отдельную компанию — Anytime.

В то же время нехватка машин является одной из главных проблем для рынка каршеринга. Это связано с дефицитом электронных компонентов для автомобиля, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Дилерам проще и выгоднее продавать машины частным лицам в кредит, чем лизинговым компаниям. Увеличение автопарка «Делимобиля» можно объяснить заключенными ранее контрактами с дилерами и поэтапной передаче нескольких сотен машин им в лизинг.

Спустя три года машины «Яндекс.Драйва», с которыми сервис стартовал в феврале 2018 года, фактически выпали из парка, поскольку для оформления льготы на парковку (30 тысяч рублей вместо 300 тысяч рублей в год) машина, по требованию дептранса, должна быть не старше трех лет, отмечает издатель отраслевого портала «Трушеринг» Юрий Николаев. По его словам, у «Яндекс.Драйва» также более высокие тарифы, на которые жаловались пользователи сервиса. Из-за этого часть клиентов могла уйти к конкурентам.

Несмотря на это, рынок сервисов каршеринга в России все еще находится в активной стадии роста, заявил журналу «Компания» гендиректор «Ситидрайва» Алексей Сергеев.

«Мы прогнозируем, что доли ключевых игроков будут заметно перераспределяться еще несколько лет», — заключил он.

Весь российский рынок каршеринга, по оценкам «ТИАР-Центра» и Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2020 году оценивался в 22,4 млрд рублей (+9%). Общее число поездок составило 70 млн в минувшем году (-10%). Общей для рынка проблемой остается дефицит машин, указывают эксперты.

Еще по теме