GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

«Делимобиль» проедется по регионам

Винченцо Трани. Фото:  Дмитрий Духанин / Коммерсантъ /  Legion-Media Винченцо Трани. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ / Legion-Media
`

Сервис «Делимобиль» раскрыл подробности предстоящего биржевого размещения. Об эволюции идеи каршеринга, а также о перспективах локализации в Италии российского бизнеса журнал «Компания» поговорил с основателем «Делимобиля», президентом Итало-Российской торговой палаты (ИРТП) Винченцо Трани.

Вы не просто функционер, а бизнесмен, основатель каршерингового сервиса «Делимобиль». Он будет запущен в Италии?

— Можно сказать, наоборот, «Делимобиль» приехал из Италии, так как за основу мы взяли миланский опыт Enjoy. Когда идея рождается в Италии и потом исполняется в России, она становится сильнее и бизнес становится лучше. Весь софт сделан в России. Сегодня «Делимобиль» — самая крупная каршеринговая компания в мире. Мы работаем не только в РФ, но и в Белоруссии, Таджикистане, Чешской республике. Очень хотим увеличивать наше присутствие в других странах, но и в России есть куда расти: есть проекты развития городов Сибири и Дальнего Востока.

Для экспансии нужны деньги. Можете ли вы назвать детали выхода на IPO, анонсированного во время ПМЭФ?

— «Делимобиль никогда не был ограничен с точки зрения финансовых ресурсов: нас всегда поддерживали банковские структуры, производители автомобилей. По этой причине мы никогда не ограничивали наши стратегии развития. Могу сказать, что, конечно, наше развитие агрессивное, и, в принципе, мы видим себя на лидирующих позициях в каршеринге.

Вы можете озвучить существующие финансовые показатели «Делимобиля»? Повлияла ли как-то на них пандемия?

— Я могу сказать, что успехи 2020 года были объективные. Несмотря на ситуацию с ковидом, мы смогли улучшить многие финансовые показатели, и в целом прошлый год был хороший. Положительная динамика сохраняется, но точные цифры я не могу озвучить.

Можно ожидать, что на базе «Делимобиля» по примеру «Яндекса» появятся иные сервисы — такси, доставка, лавка?

— Мы не планируем заниматься сразу многими направлениями, сосредоточены на аренде автомобиля. Но готовы расширять число услуг «вокруг автомобиля». Например, у нас есть «Делисервис» — приложение для экономии сил и времени на обслуживание машины. Мы можем не только приехать и заправить машину бензином или отвезти ее на мойку, если у клиента нет времени, но и при необходимости провести плановое техобслуживание или сложный ремонт. 

Кроме традиционной услуги каршернига, «Делимобиль» расширяет сервис долговременной аренды. Для такого клиента мы создаем в такой же логике приложение.

Как вы смотрите на идею народного каршеринга, когда люди смогут собственные автомобили подключать к вашему сервису и сдавать их?

— Я положительно смотрю на это направление. Задача бизнеса — дать возможность клиенту реализовывать свои желания. Я думаю, что есть люди, у которых есть автомобили, но они просто стоят. Есть городской проект «Народный каршеринг», мы его приветствуем. Но для себя пока не нашли способа подключать этот сервис.

Как вы относитесь к идее столичных властей сделать транспортное суперприложение? Вы готовы подключаться к нему?

— Однозначно этот проект по объединению мобилити-сервисов интересный. Если клиент чувствует себя комфортно и пользуется этим супераппом, почему нет? Если клиент найдет общее предложение, где есть и трамвай, и такси, и каршеринг, хорошо бы, чтобы там был и «Делимобиль». Пока это приложение еще не начало работать, но, если оно будет, мы, конечно, с удовольствием посмотрим это направление. Москва, надо сказать, очень развитый город в плане «мобилити» на фоне других европейских мегаполисов. 

Важно подчеркнуть, что мы тесно общались с городом, когда строили весь механизм каршеринга. Это одно удовольствие — работать в той среде, с теми инновационными командами, которые сложились в российской столице.

Кто выигрывает битву за сыр?

Судя по сообщениям в СМИ, идет активная битва за вино и пармезан — продукты, которые считаются традиционно итальянскими и которые импортируются в Россию из Италии. Какова ваша оценка этой ситуации и зрелости российских компаний, которые производят аналоги?

— Мир сильно изменился в 2014 году, когда начали действовать российские санкции на импорт ряда аграрных продуктов. В принципе, можно было бы ожидать, что сельскохозяйственный бизнес, который в России не был в приоритете и который сильно пострадал после распада Советского Союза в начале 1990-х, не сможет быстро отреагировать на новый курс. Поэтому, когда санкции были объявлены, я ожидал, что долго…

...Не протянем?

— Были опасения, что в России мы долго не сможем найти хороший сыр в супермаркете. Конечно, жить можно и без сыра. Поскольку он очень калорийный, мы все быстро стали бы спортсменами.

Но этого не случилось. И это еще раз доказало, что темпы реакции российской экономики намного быстрее, чем во многих других странах, а способность ваших предпринимателей к адаптации огромная. На рынках постепенно стали появляться производители очень качественного сыра, использующие технологии из Италии и Франции.

Топ-5 статей итальянского импорта в Россию

1244,2 млн евро (42,2%) — машины и оборудование;

537,8 млн евро (18,2%) — продукция легкой промышленности;

439,3 млн евро (14,9%) — продукция химической промышленности, каучук;

250,4 млн евро (8,5%) — продовольственные товары и с/х сырье;

172,7 млн евро (5,9%) — металлы, изделия из них.

По данным итальянского Национального института статистики ISTAT.

прочитать весь текст

Сегодня даже в регионах вы найдете очень хорошую продукцию. В Костроме можно попробовать очень вкусный сыр с трюфелем, его нельзя сравнить ни с каким другим. Это не копия, а новый продукт по оригинальному рецепту. Он недешев, но в магазине премиум-сегмента ему место найдется. Однако для выхода на массовый рынок производителям нужна помощь и внимание со стороны государства, иначе эта история так и останется бутиковой.

Есть много примеров появления новых сильных игроков и в других секторах. 

Сыр пока так и остался историей для малого и среднего предпринимателя, а мясо перешло к очень крупному бизнесу...

— Отсутствие диверсификация производителей — это немного опасно. Государство должно найти способы помогать всем компаниям, которые работают на сельхозрынке, а не только крупным игрокам. Конкуренция очень полезна для потребителя, потому что позволяет ему найти продукт по приемлемой цене и нужного качества.

Что касается вина?

— В России существует сильная конкуренция между итальянскими и французскими производителями. Это соперничество вечно: когда-то мы одерживаем верх, когда-то — французы. Российские производители в эту борьбу по-настоящему пока не вступили. Я не могу не напомнить историю «Абрау-Дюрсо». Советское шампанское, которое производилось на этих мощностях до 2003–2004 годов, и игристое, которое сейчас делает «Абрау-Дюрсо», — это несравнимые вещи. Рост качества очевидный. Я видел много интересных проектов в Крыму и знаю итальянские и французские компании, которые помогают развитию этого сектора.

Но на рынке сильно ограничено количество российских производителей. Здесь мы опять видим большие линии, а мелких брендов, которые характеризуют и итальянскую, и французскую индустрию, здесь нет. 

Вы упомянули про кооперацию в виноделии, сыроделии. В данный момент какие итальянские компании наиболее хорошо себя чувствуют на российском рынке?

— Много итальянских компаний успешно работают в России. Мы видим большой успех Enel. Один из самых интересных проектов, который касается чистой энергетики. Еще один пример — это итальянская компания «Теквил», которая в синдикате с российскими партнерами строит крупные индустриальные объекты. Такой же проект у нас реализуется в Нижнем Новгороде компанией «Данели». Есть успешные партнерства в мебельном секторе. Во всех подобных проектах вокруг крупных игроков формируется целое сообщество небольших российских и итальянских компаний-подрядчиков.

Были новости о том, что вы хотели способствовать тому, чтобы российские вакцины попали на итальянский рынок. Тут есть какие-то подвижки?

— Тема вакцин очень актуальна. Я до сих пор уверен, что российские вакцины самые безопасные, в том числе против вирусного штамма «дельта». Я сам одним из первых иностранцев в Москве сделал прививку «Спутником». И сейчас уже прошел ревакцинацию двумя дозами. Это один из примеров, когда мы говорим не только о продуктах, которые делаются в России с помощью итальянцев, но и о производстве в Италии, которое реализуется с Россией. Именно с этой логикой мы запустили уже в ноябре производство вакцины «Спутник» в Милане.

У итальянской дипмиссии в России новый глава — послом назначен Джорджо Стараче, который уже объявил Россию «первоочередным экономическим и торговым партнером». Его коллега — российский посол в Италии Сергей Разов — также надеется на рост товарооборота между двумя странами.

В первом полугодии 2021 года российский экспорт в Италию увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,1%, до 6,55 млрд долларов, импорт из Италии — на 29,8%, до 5,64 млрд долларов.

прочитать весь текст

Торговая палата помогла итальянским фармпроизводителям. С одной из них заключили контракт и сейчас успешно продолжают производственный тест. В принципе, этот процесс идет достаточно активно. Очень надеюсь, что эту вакцину можно будет продавать уже в ноябре-декабре.

Другой вопрос, что препарат, не имеющий лицензии европейского фармацевтического регулятора, нельзя продавать в Европу. Но его можно реализовывать в Швейцарии, России, Южной Америке, Северной Африке. Спрос большой, и итальянскому предпринимателю, который производит сейчас Спутник V, без разницы, кто ее купит. Клиент однозначно есть.

Какие еще российские компании, на ваш взгляд, можно было бы локализовать в Италии? Есть ли какие-то предложения, идеи?

— Много бизнесов можно локализовать в Италии. Я уверен, что Россия сейчас очень правильно развивает новый подход к экспорту, ориентируясь на высокотехнологичные продукты. Например, в Италии очень хорошо продаются ИТ-решения Kaspersky. Но есть много других продуктов из IT-направления. Вы удивитесь, если узнаете, что компания 1С, которая делает самые распространенные IT-решения для предпринимателей, бизнеса, продает свою продукцию в Италии, где в Средние века и создалась бухгалтерская отчетность. 

Торговая палата продуктивно сотрудничает с Российским экспортным центром и ВЭБом, который активно помогает компаниям-экспортерам. Я думаю, что развитие государственного института, который поддерживает эту историю, очень важно. 

Вы уже много лет работает в России, насколько вы стали русским?

— Мне 47 лет. Из них ровно 20 лет я здесь, поэтому наполовину уже стал русским. Возможно, со временем баланс поменяется, но пока действительно ощущаю в себе две половины. Я не могу сказать, что я не итальянец, и не могу сказать, что мне судьба России безразлична. Наша группа Mikro Kapital Management S.A 68% инвестиций осуществляет в РФ, поэтому, конечно, я защищаю репутацию этой страны перед инвесторами. Мне звонят каждый раз и спрашивают: как идут дела? Если ситуация немного более мягкая и спокойная, я радуюсь. Если ситуация более турбулентная, как в 2014 году, конечно, больше стресса. Но судьба этой страны для меня важна не меньше, чем судьба Италии. Я буду сильно переживать, если политические отношения двух стран испортятся, и очень хочу, чтобы динамика этих отношений улучшилась. Это важно для меня как руководителя ИРТП и как бизнесмена. Осталось найти баланс в личной жизни — русскую жену.