Top.Mail.Ru
архив

Время стартовать

Как известно, гиганты, вроде Google или Microsoft, поднялись именно в периоды экономических спадов. Может, как раз неблагоприятная ситуация в экономике помогла амбициозным стартапам втиснуться между корпоративными монстрами?

Процветание и стабильность – в такой обстановке мейджоры становятся еще больше. Они поглощают конкурентов, ведут ценовые войны, переманивают лучших профессионалов. У них достаточно времени на неспешную реорганизацию и запуск новых направлений бизнеса. А что происходит во время спада и стагнации? Гиганты начинают пожирать себя изнутри. Они сжигают огромные средства на поддержание своей тяжеловесной инфраструктуры, сокращают персонал, что стоит им огромных денег и приводит к конфликтам с профсоюзами и государством, испытывают давление со стороны недовольных акционеров, фондовых аналитиков, консультантов, чиновников, многочисленных внутренних группировок. Им сложно принимать непопулярные решения, потому что нельзя рисковать... Им ведь есть что терять! И тут уж не до новых направлений и возможностей. 

В США с начала кризиса наблюдается рекордный рост стартапов. Десятки тысяч высококлассных специалистов, оставшись без работы (зато с выходным пособием), решают рискнуть и применить свои навыки и знания в собственном бизнесе. Несколько сотен долларов на регистрацию и консультации специалистов, еще несколько сотен на покупку фирменного стиля, сайт и рекламу, и вы в деле! Обзвонить старых знакомых и коллег – вот и первые заказы. Даже если не выгорит, будет о чем поговорить на следующем собеседовании: опыт собственного бизнеса, даже неудачного, ценится очень высоко. 

Сложно представить, что десятки тысяч наших сограждан, лишившихся работы, ринутся открывать свое дело. Да и окружающие будут смотреть косо: «Наш-то совсем опустился – в торгашество ударился». Но сути дела это не меняет – кризисные условия заставляют крупный бизнес заниматься внутренними проблемами, открывая дорогу малым и средним компаниям с сильным предпринимательским потенциалом. А таких в России пруд пруди. Тысячи региональных компаний бьются как рыба об лед в попытках выйти на рынки крупных городов, федеральный и международный уровень, им не привыкать сражаться за каждый заказ, каждую копейку, у них всегда кризис! И теперь у них появился отличный шанс. «Мы не рассматриваем сейчас крупные московские компании в качестве генеральных подрядчиков, – сказал мне на днях руководитель IT-департамента одного из федеральных министерств. – Они в долгах, делать на них ставку – опасно. Мы ориентируемся сейчас в первую очередь на средние региональные компании – у них лучше опыт, ниже цены, и они привыкли работать в условиях кризиса». 

Лихорадка в экономике станет источником множества потрясений и даже личных трагедий среди людей, которым придется отказаться от привычного образа жизни, но именно эти встряски выдвинут вперед наиболее энергичных, способных и нестандартно мыслящих предпринимателей. Вот только что с ними сделает дальше наша государственная машина? Включит в управленческий резерв или пришлет к ним Швондера с вопросом: «Это кто здесь такой умный?!»