Top.Mail.Ru
архив

Лесть как способ выживания

Агентство Reuters провело опрос бизнес-консультантов и экспертов-бихевиористов, выясняя, как меняется в кризис офисная поведенческая модель и что это значит для бизнеса, с одной стороны, и для отдельно взятого сотрудника или претендента на вакансию – с другой.
Прежде всего все участники опроса Reuters сошлись во мнении, что в трудные времена люди начинают как никогда «подлизываться» к начальству и больше, чем обычно, «выпячивать» свои достижения на рабочем месте. «Те, кто в принципе вел себя так и прежде, начинают действовать еще активнее, рассуждая примерно так: мне важно не просто хорошо выполнять свою задачу, но и чтобы все видели, что я ее хорошо выполняю», – говорит Макс Колдуэлл из консалтинговой компании Towers Perrin.
Это неудивительно, поскольку в кризис сотрудники опасаются сокращений и стремятся сохранить свое место всеми доступными им способами. «Именно такая реакция свойственна всем нам, когда мы чувствуем, что зависим от решений, которые принимаются другими людьми. А сейчас все ощущают себя более зависимыми, чем когда-либо, более уязвимыми, и такое поведение нарастает», – констатирует преподаватель поведенческих дисциплин Калифорнийского университета в Беркли Дженнифер Чэтмэн. Чем это чревато? Для бизнеса – в первую очередь тем, что все будут громко и безоговорочно одобрять все, включая и неэффективные решения, потому что ни у кого не хватит ни смелости, ни желания спорить с боссом. Фактически в компании прекратится сколько-нибудь здоровое и здравое обсуждение проблем, что неминуемо приведет к неадекватным шагам. Дополнительный фактор: не желая приносить руководству плохие, но требующие оперативной реакции новости, подчиненные будут всячески оттягивать момент доклада о неприятностях, что тоже отрицательно скажется на результативности бизнеса. «Когда все вокруг только и твердят: «да, да, да», это может быть плохо для компании», – уверена Дженнифер Чэтмэн.
Но, как и всегда, есть обратная сторона медали. Исследование, проведенное специалистами Университета Техаса, показало, что, если стараться поменьше раздражать начальника и почаще говорить ему приятное, вероятность попадания в совет директоров вырастает на 64%. И на 20%, по данным Дженнифер Чэтмэн, больше шансов получить желанное место у тех соискателей, кто больше проявляет любезность и почтительность по отношению к потенциальному шефу. «Те, кто ассоциируется с позитивом, чьи слова дают ощущение комфорта и убеждают в правильности принятого решения, повышают самооценку шефа, его уверенность в себе, будут более успешны», – считает Чэтмэн. И в таком поведении подчиненных нет ничего постыдного, полагает бизнес-коуч Франсез Коул Джоунз, которая рекомендует служащим в нынешние времена подольше засиживаться в офисе, вызываться делать дополнительную работу и вообще проявлять гибкость, демонстрировать преданность делу и компании.