Top.Mail.Ru
архив

Искусство не для народа

В понедельник, 15 сентября 2008 года, через считанные часы после того, как Lehman Brothers объявил
в Нью-Йорке о банкротстве, по другую сторону Атлантики, в Лондоне, открылся аукцион Sotheby’s. 223 работы модного современного художника Дэмиена Херста принесли организаторам более
$200 млн – почти в 10 раз больше прежнего рекорда по продажам произведений одного мастера: в 1993 году 88 картин Пикассо были проданы за $20 млн.

После такого многие эксперты и владельцы аукционных домов с облегчением перевели дух, совсем было поверив в то, что рынок искусства стоит особняком, живет по своим отдельным законам и потому не повалится вниз вместе со всем остальным. Он, в общем-то, и не повалился, но все-таки стал, конечно, значительно скромнее. По версии Artprice, индекс доверия участников рынка искусства – AMCI составляет 36,2%, что немного, но, с другой стороны, и немало для нынешних условий. 43% опрошенных авторитетным ресурсом Artprice считают, что в ближайшие три месяца искусство будет дорожать, 25,2% ждут падения цен, остальные пока не знают, что и думать.
Ни для кого не секрет, что пузырь в мире арт-аукционов надули разбогатевшие на сильно подорожавших в последние годы полезных ископаемых нувориши из России, Индии, Китая и с Ближнего Востока. Кризис, обвальное падение цен на сырье ударили по ним особенно сильно. Потеряв за считанные недели десятки миллиардов, они, понятное дело, приобретение картин и скульптур решили отложить до лучших времен, а аукционные дома лишились самых прибыльных клиентов. Покинули рынок прекрасного и многие европейцы, которые год назад с удовольствием участвовали в нью-йоркских аукционах и, пользуясь слабым долларом, покупали дорогие произведения искусства сравнительно дешево.
Привычное место, освобожденное пока нуворишами, вновь заняли истинные коллекционеры, для которых собирание искусства – не способ потешить самолюбие и пустить пыль в глаза, а смысл жизни. В последние годы они значительно реже участвовали в аукционах, не желая переплачивать за мало чем примечательные полотна и скульптуры, в основном произведения современного искусства, рынок которых за прошедшие 10 лет вырос почти в 25 раз! «В последние полтора года, – рассказывает в интервью Би-би-си глава отдела современного искусства аукционного дома Sotheby's Тоби Майер, – благодаря новым покупателям из России и других частей Европы, прежде никогда не приобретавшим произведения искусства, на рынке современного искусства у нас образовался своего рода супермаркет. Сейчас же появился другой контингент». По наблюдениям Тоби Майера, цены на современное искусство упали до уровня 2006 года, а в отдельных случаях и до отметок 2004 – 2005 гг., снизившись в среднем на 20 – 30%. Стоимость же настоящих шедевров и не думает понижаться, только шедевров стало меньше.

Закон единственного шанса
А потому как никогда актуален закон единственного шанса: увидев лот-шедевр, коллекционер понимает, что другой возможности приобрести его, скорее всего, уже не представится, и платит сколько надо, без раздумий. Яркий пример – продажа на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в ноябре 2008 года «Супрематической композиции» кисти Казимира Малевича: кризис был в самом разгаре, в тот самый день рухнул индекс Доу-Джонса, больше половины лотов оказались не востребованными, но «Композиция», вопреки всем прогнозам, ушла за рекордные $60 млн. Дело в том, что последние полвека картина висела в амстердамском художественном музее Стеделейк и попала к аукционерам, потому что суд постановил вернуть «Композицию» вместе с четырьмя другими полотнами наследникам художника, а те, нуждаясь в деньгах, выставили ее на продажу.
В декабре 2008 года на лондонском аукционе Christie's cамым дорогим бриллиантом за всю историю ювелирных торгов стал голубой алмаз «Виттельсбах» весом 35,56 карата. Начальная цена составила около $13 млн, а ушел он за рекордные $24 млн. Победа досталась британцу Лоуренсу Граффу, которого привлекли не только вес и красота камня, но и его история. «Виттельсбах» известен с XVII века, когда король Испании Филипп IV выбрал его в приданое для своей дочери.

Искусство жить по средствам
И все же торги по «Супрематической композиции» и голубому алмазу скорее исключение, чем правило. Радужные прогнозы оптимистов, предсказывавших рынку после сентябрьского аукциона по картинам Дэмиена Херста искусства благополучие и спокойствие, в целом не оправдываются. И на том же на лондонском Christie's, на котором Графф купил алмаз, 56% лотов так и не были реализованы. Выручка составила $113,6 млн и оказалась вдвое ниже ожидавшихся $227 млн. Чуть лучше показатели у нью-йоркского Sotheby's, где было продано полотно Казимира Малевича. На нем не обрела новых владельцев почти треть лотов. Выручка ($125 млн) тоже сильно недотянула до прогнозировавшихся $202,4 млн. Уже в феврале 2009-го суммарная выручка от продажи произведений современного искусства на традиционных аукционах Christie’s, Sotheby’s и Phillips составила всего 43 млн фунтов стерлингов, то есть оказалась в 5,5 раз меньше, чем годом ранее (250 млн фунтов стерлингов).
По доходам и расходы. Аукционные дома отказываются от роскошных ужинов для важных клиентов, организация которых в последние годы стала традицией, сворачивают издание очень дорогих каталогов и уже не возят перспективные лоты по всему свету, чтобы дать потенциальным покупателям возможность познакомиться с ними поближе. В Christie's решено сократить до 15% из 2100 сотрудников. Причем в лондонском, самом крупном отделении, из 800 человек уже лишились или скоро лишатся работы почти 200. Это, кстати, первые увольнения в крупнейшем аукционном доме планеты с начала века, когда случился кризис доткомов. Sotheby's надеется сэкономить в этом году $7 млн, той же тактики придерживаются и другие лидеры аукционного бизнеса – McDougall's и Bonhams. Что касается мелких аукционов, а также огромного количества картинных галерей, открывавшихся в годы бума одна за другой, то они просто закрылись.
Главная проблема крупных аукционных домов – гарантии: аукционеры обычно платили владельцам лотов 10% от эстимейта, и эти деньги гарантированно оставались у последних даже в том случае, если лот не удавалось продать. Если же он уходил по цене выше эстимейта, то собственник и аукционный дом делили прибыль между собой. До кризиса, когда сметалось все, проблем с гарантиями не было. Сейчас ситуация иная, поэтому аукционные дома от гарантий отказываются.
Sotheby's, например, только в ноябре 2008 года и только на гарантиях при продажах произведений современного искусства недосчитался $28,2 млн. Всего же за осень его потери на гарантиях составили $52 млн. Что касается Christie's, то и здесь не скрывают, что понесли от гарантий многомиллионные убытки.
Китайский синдром
В феврале 2009 года Christie’s три дня продавал в Париже коллекцию, собранную скончавшимся в прошлом году Ивом Сен-Лораном и его партнером Пьером Берже. За 730 предметов антиквариата, картин, скульптур, предметов мебели было выручено $450 млн. Среди десятка побитых этим аукционом рекордов и рекорд по сумме, вырученной от продажи частного собрания. В зале, как в старые добрые времена, яблоку было негде  упасть, и это притом что к участию в торгах допускался лишь тот, кто мог представить гарантии, что он обладает как минимум $0,5 млн.
Страсти вокруг аукциона подогрел скандал, вспыхнувший из-за бронзовых скульптурных голов Крысы и Кролика, пропавших в 1860 году из сада Старого летнего императорского дворца, когда Пекин был занят британскими и французскими войсками во время второй опиумной войны. Крыса и Кролик входили в композицию зодиакального цикла, украшавшую дворцовый фонтан, эти 12 голов считаются лучшими образцами китайской бронзовой скульптуры. 5 из 12 голов уже возвращены – Вола, Обезьяны, Тигра, Вепря и Лошади. Несмотря на все попытки китайских властей снять Крысу и Кролика с аукциона на том основании, что они должны быть возвращены китайскому народу, скульптуры были проданы покупателю, участвовавшему в торгах по телефону, за 31,5 млн евро. На следующий день в Пекине состоялась пресс-конференция, на которой таинственный приобретатель, кстати, сам владелец аукционной компании, сообщил, что платить деньги не собирается, что он хотел только помешать продаже лотов. Мало того что по вине китайского покупателя Christie's недосчитался приличной суммы, так правительство КНР заявило, что отныне очень тщательно будет проверять все предметы, которые аукционный дом будет ввозить в Поднебесную и вывозить из нее.

Поворотный момент
Несмотря ни на что, скандал с бронзовыми головами не испортил сильного впечатления от успеха распродажи коллекции Ива Сен-Лорана. Многие специалисты считают этот аукцион поворотным моментом на рынке искусства в период кризиса.
Успешными можно считать и мартовские торги, на которых выставлялись предметы из коллекции известного итальянского модельера Джанни Версаче, убитого в 1997 году. В ней, правда, и предметов было поменьше – 545, и сами они были проще. Да, аукцион Sotheby’s, принес меньше – около 7,5 млн фунтов стерлингов, но и это почти втрое больше прогнозов. Не такой масштабной, как в прежние времена, но все же достаточно успешной и вполне удовлетворившей аукционеров стала и уж совсем недавняя (13 – 22 марта) ежегодная и уже 22-я Европейская ярмарка изящных искусств (TEFAF) в Нидерландах.
Одним из последствий кризиса для рынка искусства, уверены специалисты, будет стремительное уменьшение доли Нью-Йорка и Лондона и такой же энергичный рост влияния Парижа. Громко заявят о себе и аукционные центры в Азии, в особенности Китай. Кроме того, в кризис маятник пристрастий коллекционеров откачнулся от современного искусства, на котором в последние годы специализировались Нью-Йорк и особенно Лондон.
И там, и там эту тенденцию, конечно, заметили, о чем говорит стремление расширить географию торгов. 18 марта Sotheby's провел первый аукцион современного искусства в столице эмирата Катар Дохе, где открыто новое отделение аукционного дома. У Christie's штаб-квартира в Дохе уже есть, как и у Bonhams. Кроме того, у Sotheby’s в конце прошлого года появился филиал в Стамбуле.

Очистительный кризис
В мире искусства есть люди, считающие, что нет худа без добра и что кризис – это хорошо. Сторонники «очищения» аукционного бизнеса надеются, что кризис поможет избавиться от излишней коммерциализации искусства, которую связывают с именем крупного бизнесмена из Детройта Альфреда Таубмана. Он пришел в Sotheby's в 1983 году. Сделав состояние на строительстве и ритейле, Таубман принес в аукционный дом дух супермоллов и поставил во главу угла маркетинг. При нем в центре внимания оказались не ценители, а богачи. И именно Таубмана суд признал главой сговора между Christie's и Sotheby's, вскрывшегося на рубеже веков. Оставаясь конкурентами на публике, Sotheby's и Christie's договорились одновременно завышать комиссионные для продавцов и покупателей, у которых просто не оставалось выбора – эти аукционные дома контролируют более 90% мирового арт-рынка. Из-за сговора клиенты аукционов за шесть лет переплатили $43,8 млн.
Немало любителей прекрасного считают, что бум с его высокими ценами только навредил высокому искусству. Кому какое дело было до того, что думают критики или коллекционеры, или что хотел передать художник на своем холсте, если произведения Дэмиена Херста, Джеффа Кунса, Люсьена Фрейда и других современных живописцев продавались за бешеные деньги?
Ныне, когда дилетанты-толстосумы ушли с рынка, эти критики надеются на своего рода коррекцию. Они верят, что скоро зрители, как и раньше, будут смотреть не на цену, а на само произведение. Характерно, что совсем недавно была широко распространена продажа картин, что называется, по каталогу или, еще лучше, по электронной почте, то есть клиенты эти полотна в глаза живьем не видели. Сейчас такой «рынок JPEG» сошел на нет.