Top.Mail.Ru
архив

Все понятно

Вот уже несколько месяцев мы рассказываем о рейтингах бизнес-школ и знакомим вас с каждой из них. Однако до сих пор мы почти ничего не писали о том, как вообще поступить в бизнес-школу. Именно этот пробел восполняем сегодня.

В один прекрасный день вы решаете, что пора не просто проявлять любопытство к западному бизнес-образованию, но и попытаться получить такое образование самому. И у вас возникает резонный вопрос: что для этого нужно?

Подготовка к поступлению в бизнес-школу - долгий процесс. Он занимает примерно 15 месяцев.

1. Первым делом попробуйте сформулировать, какую цель вы преследуете, стремясь получить степень МВА. Чтобы вам было легче, приводим список вероятных целей. Как говорится, подчеркните нужное. Итак, вами движет: а) потребность в смене профессии; б) жажда карьерного роста; в) стремление перейти с позиции специалиста на позицию менеджера; г) потребность в специальных знаниях для организации собственного бизнеса; д) желание получать большую зарплату; е) необходимость обзавестись международными связями; ж) потребность в новом опыте.

Если одна или несколько этих сентенций относятся к вам - стартуйте.

2. Бизнес-школы бывают разные. Поэтому необходимо разобраться, какая именно школа подойдет вам.

Существуют школы дневные (full-time), вечерние (part-time), заочные (distance learning) и специальные для топ-менеджеров (Executive MBA). Программы МВА бывают одно- и двухгодичные, с акцентом на лекции или семинары и кейсы, с гибким учебным планом (как в Чикаго, где всего один обязательный для изучения курс) или более традиционным. Есть и такие школы, где первый год в основном посвящен обязательным предметам, а второй - предметам по выбору.

3. Разобравшись с типологией, выберите конкретные бизнес-школы, в которые вы будете отправлять документы для поступления. Рекомендуется вступить в контакт одновременно с 6 - 10 бизнес-школами. Советуем включить в этот список 2 - 4 очень престижных учебных заведения (вероятность поступления низка, но попытка не пытка), 2 - 3 школы среднего калибра и еще 2 - 3 «про запас» (учиться в них не очень-то престижно, зато поступите наверняка).

Используйте при выборе рейтинги бизнес-школ. Наиболее известные из них публикуют Business Week, U.S. News & World Report, Financial Times, The MBA Advantage. Необязательно бежать за подшивками этих изданий в Библиотеку иностранной литературы. Проще воспользоваться Интернетом или нашим журналом (мы регулярно даем выдержки из свежих рейтингов с комментариями). Авторы этих рейтингов сравнивают методики обучения разных программ МВА, местоположение бизнес-школ, учебные планы, уровень жизни студентов, профессорско-преподавательский состав, учебную нагрузку, возможности контактов с выпускниками прошлых лет, а также перспективы получения работы по окончании школы.

4. Выбрав несколько школ, запросите подробные каталоги и документы для поступающих. Запрос можно отправить в приемную комиссию по почте либо оформить его, заполнив специальную форму на интернетовском сервере бизнес-школы. Ждать пакет документов придется от двух недель до трех месяцев.

5. Тем временем вы можете начать подготовку к прохождению обязательных для поступления тестов GMAT (Graduate Management Admission Test) и TOEFL (Test of English as Foreign Language). Эти тесты, в частности, можно пройти в компании МВА Consult.

Первый тест призван выявить уровень интеллекта, знание математики в объеме восьми классов средней школы и английского языка. Экзамен длится три с половиной часа, в течение которых нужно ответить на несколько сот вопросов, причем на английском языке, - испытание очень серьезное. Количество баллов, которое можно в нем набрать, колеблется от 200 до 800. Студенты ведущих бизнес-школ имеют по этому тесту результат порядка 690 баллов.

Тест TOEFL проще. Он проверяет уровень знания устного, письменного и разговорного английского языка. Количество баллов, которое можно в нем набрать, колеблется от 40 до 300. Студенты ведущих бизнес-школ имеют по этому тесту не менее 250 баллов.

Оба теста требуют специальной подготовки к ним и являются непростыми даже для носителей языка.

6. Следующий этап - бюрократический. Он включает в себя сбор и оформление документов о полученном вами образовании на двух языках - русском и английском. Кроме того, каждая школа требует рекомендации (как правило, две-три). В принципе рекомендацию вам может написать кто угодно, хотя конечно же письмо за подписью главы московского офиса всемирно известной корпорации куда весомее, нежели рекомендация от никому не известной пенсионерки. Однако более важен для администрации школы не общественный статус рекомендателя, а продолжительность его знакомства с вами. Важна также степень согласованности отзыва рекомендателя с фактами из других документов.

7. Наконец, самый важный этап подготовки документов - написание эссе. Это сочинения на заранее заданные бизнес-школой темы. Они могут быть как традиционными: «Чего вы добились в своей карьере?» или «Почему вы поступаете в нашу бизнес-школу?», - так и неожиданными: «Где и с кем вы хотели бы провести лучший отпуск в своей жизни?» или «Как бы вы потратили $10 млн?»

По оценке специалистов и директоров приемных комиссий, именно от эссе более всего зависят ваши шансы быть принятым в школу.

8. Когда документы заполнены и отправлены в бизнес-школу, наступает самый последний и томительный этап - ожидание. Продлиться оно может от одного до трех месяцев.

Еще по теме