Top.Mail.Ru
архив

"Природа" выборов

Чем ближе выборы, тем больше политической рекламы. Появляются плакаты с изможденными лицами отечественных товаропроизводителей, которых одно амбициозное движение собирается поддерживать. Известный политик рассказывает в телевизионных роликах, как он,. вместо того чтобы выступать в цирке, пошел в Госдуму - работать на благо страны и народа и т.п.

Понятно, что далеко не всегда политические рекламодатели платят, что называется, по счетчику. Возможен "бартер" в виде лоббирования интересов компании, разместившей рекламу. Но это уже частности. Главное, что никакой прямой материальной выгоды от рекламы политическая организация не получает. В данном случае она несет только издержки, надеясь окупить их голосами избирателей. Иначе, казалось бы, не может быть. Однако, как выясняется, и политики могут заработать деньги на собственной рекламе.

Среди многочисленных лотерей, предлагаемых азартной публике, есть моментальная лотерея "Природа". Столь нежное название объясняется не только тем, что в игровом поле каждого билета указаны либо сумма выигрыша (от 3 до 75 тыс. руб.), либо название цветка (например, астра) и, купив еще два билета, игрок может "собрать" определенный букет, за что получит 100 руб. Дело в том, что флористская направленность лотереи удачно дополняется сообщением, что проводит ее конструктивно-экологическое движение "Кедр".

Формально целью лотереи является "привлечение денежных средств на реализацию экологических программ". Но накануне выборов "Природу" трудно не расценивать как элемент политической рекламы. Тем более что билеты распространяются не только через Сбербанк, но и через уличных дилеров. Ведь известно, что в Сбербанке в "моменталки" играют обычно операционистки. А обосновавшийся, скажем, на многолюдном Арбате дилер-активист, чей доход зависит от количества реализованных билетов, способен привлечь не один десяток праздношатающихся граждан.

Зато счастливый обладатель выигрышного билета знает, кого благодарить за неожиданное обогащение - "Кедр". И на выборах он, возможно, будет уже более благосклонно относиться к представителям этого движения.

С другой стороны, далеко не каждый билет выигрышный. Организатор лотереи никогда не остается внакладе. В России подобные проекты обеспечивают в среднем до 10% прибыли от продаж. А поскольку "Кедр", судя по всему, существенно минимизировал издержки (во всяком случае, билеты "Природы" значительно уступают по качеству полиграфии билетам других моментальных лотерей), экологи сумели обеспечить себе и более высокий доход. Тем более что у них были неплохие консультанты по части лотерейного бизнеса. Ведь на прошлых парламентских выборах 1995 года в списках "Кедра" шел в Госдуму один из отцов-основателей наиболее успешного лотерейного проекта "Русское лото" президент концерна "Милан" Малик Сайдуллаев. Депутатом он не стал, поскольку "Кедр" не преодолел 5-процентный барьер. Но общение с Сайдуллаевым, по-видимому, много дало руководству "Кедра". Теперь с помощью "Природы" экологам удастся не только окупить предвыборную кампанию, но и оставить средства "на реализацию экологических программ".

Еще по теме