Top.Mail.Ru
архив

Всё по полочкам

Оптимизация логистики позволяет на 10 – 15% сократить расходы на дистрибуцию в европейских компаниях. Для России гораздо важнее фактор потери продаж: если у предприятия плохая логистика, ее место на рынке займут конкуренты. Три наиболее распространенные причины возникновения проблем в области управления движением товара – отсутствие увязки логистики со стратегией развития, неоптимальная организация функции логистики внутри компании и недооценка роли IT.

 

В последнее время специалисты по логистике стали одной из самых востребованных специальностей. «Примерно восемьдесят процентов заявок на подбор квалифицированного производственного персонала приходится именно на логистиков, – говорит консультант московского отделения Kelly Service Елена Молодых, специализирующаяся на поиске специалистов для производственных компаний. – Логистик является связующим звеном между отделами, и от него во многом зависит успешность бизнеса. Специалист по логистике без опыта работы, имеющий специальное образование, может рассчитывать на зарплату $600 – $800, с опытом работы – на зарплату порядка $1500, а руководитель отдела, в подчинении которого будут не менее пяти человек, может рассчитывать на $3000 – $4000».

 

Есть ли у вас план?

Чем крупнее компания, тем важнее для нее логистика. Эта закономерность особенно актуальна в периоды бурного роста бизнеса. «Значение логистики в компании возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков, в ходе расширения деятельности компании (например, выход на новые рынки) или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности. Больше всего такими проблемами озадачиваются отрасли, где логистика создает компании реальное конкурентное преимущество: сегодня это прежде всего товары народного потребления, продукты питания», – говорит Дмитрий Баяхчев, консультант Boston Consulting Group (BCG).

Основная проблема, связанная с логистикой в этих отраслях, – стремительный рост компании и, как правило, отсутствие четкого плана развития или неувязка внешних и внутренних бизнес-процессов с этими планами. «На мой взгляд, одна из основных логистических проблем – быстрое развитие предприятия, которое изначально было небольшим. Все наше производство находится в одном городе, но в разных точках. И по мере укрупнения бизнеса встала проблема управления отгрузкой готовой продукции и завозом сырья по нескольким линиям. Мы осознали эту проблему и стараемся решать ее, согласуя логистику с планами развития предприятия в целом. Если еще год назад предприятие могло развиваться вслед за рынком, без перспективного плана, то теперь это проблематично», – говорит Александр Вольфсон, директор по логистике ЭКЗ «Лебедянский» (соки «Я», «Тонус» и «Фруктовый сад»).

По словам Баяхчева, неувязка логистики с общей стратегией развития – проблема многих. Часто компания стремится отладить процессы перемещения товаров, не решив таких стратегических вопросов, как уровень и форма присутствия в регионах или организация дистрибуции. Организация же логистики напрямую зависит от того, будет компания открывать в регионах свои представительства или работать через дистрибуторов, будет заниматься прямой доставкой или работать через дилеров.

 

Процесс пошел

На фоне роста компании может вскрыться и недостаток инфраструктуры (складские мощности, транспортный парк, системы механизации складов), и недостаточная организация самих логистических процессов (например, отгрузка или доставка продукции. Для клиентов компании неэффективная организация логистики означает длинные очереди, задержки и ошибки в выполнении заказов и как результат – желание сменить поставщика. «За всю мою практику меня больше всего поразил случай, когда на маленьком складе хранилась продукция, рассчитанная на четыре таких помещения, – рассказывает Дмитрий Баяхчев. – Кладовщики запоминали, где что расставлено, и вручную формировали заказы. В такой ситуации болезнь одного из кладовщиков была для компании серьезной проблемой. Сейчас компания строит большой современный склад».

Со складами, как правило, связана и проблема неправильной организации процессов. Например, компания отпускает товар крупным и мелким дистрибуторам, мелкооптовым клиентам, а также грузит свои машины с одного склада, не регламентируя при этом порядок обслуживания различных типов клиентов. Большое число покупателей и неравномерная загрузка склада создает столпотворение, ведет к падению качества обслуживания и росту недовольства клиентов. Даже простое разграничение отгрузочных терминалов по типу клиентов и регламентация времени их обслуживания способны значительно повысить эффективность процесса. «Следующим шагом могут стать ограничение числа клиентов, обслуживаемых на складе, отсев мелких компаний и их перераспределение на склады крупных дистрибуторов», – говорит Баяхчев.

По словам директора по логистике компании «Дарья» Александра Замалетдинова, существенной проблемой для многих крупных компаний является неравномерность отгрузок. Дистрибуторы в начале месяца берут товар понемногу, а в конце норовят выбрать максимальные объемы. С этим неудобством на «Дарье» пытаются справиться, требуя от дистрибуторов планы недельных отгрузок. «Мы внедряем также систему прогнозирования, которая применяется всеми западными компаниями. Она заключается в том, что дистрибуторы прогнозируют свои продажи. То есть при нашем огромном ассортименте они как минимум должны сказать, сколько возьмут пельменей «Дарья», а сколько – котлет «Добрый продукт». При этом мы пока не требуем от них детализации – берут они котлеты домашние или с чесноком. Эти нюансы уточняются позднее», – говорит Замалетдинов. По его словам, внедрение новых правил позволяет более равномерно планировать производственный процесс и на 25 – 30% (в тоннах) снизить складские запасы.

Поскольку логистика находится на стыке нескольких процессов, сбои в работе часто связаны с недостатками системы дистрибуции в целом. Например, существует проблема «черной дыры», когда производитель не может отследить путь товара после того, как тот покидает пределы склада. Устранение этого недостатка возможно при организации обратной связи. Партнеры концерна «Калина», например, заинтересованы в отчете по прямым продажам в магазины и получают за них бонусы. К тому же на базе половины дилеров созданы специализированные отделы по продвижению продукции концерна, сотрудники которых функционально подчинены «Калине» и отчитываются перед ней. Кроме того, примерно год назад концерн счел, что содержание собственных складов для него более затратно, чем поставки продукции на склады дилеров. Сейчас у компании осталось лишь два собственных склада – в Екатеринбурге и Омске. В остальных городах компания поставляет на склады дилеров продукцию, которая до момента продажи остается собственностью «Калины». С октября процесс предполагается полностью автоматизировать, на склад будет поступать столько же товара, сколько было с него отпущено.

 

Век технологий

«Недооценка роли информационных систем – одна из самых больших проблем в организации логистики, так как она ведет к отсутствию единого информационного пространства в компании. Данная проблема особенно остра для тех компаний, структура которых формировалась в ходе приобретения самостоятельных – как правило, региональных – предприятий. Каждое из таких предприятий обычно имеет свою инфраструктуру, свои процессы и информационные системы, которые, однако, никак не координируются между собой. Централизация информационных потоков и создание единого информационного пространства позволят, например, в любой момент отслеживать состояние производства и складов и оптимизировать такие логистические процессы, как перемещение продукции, управление запасами и т.д.», – говорит Баяхчев.

Многие производственные компании считают, что обновление IT (а первоначальная автоматизация практически у всех есть) для них слишком дорого. Однако все больше и больше крупных игроков понимают, что, установив систему за пару миллионов, могут сэкономить десятки. «Внедрение такой системы, как наша, приводит к снижению складских издержек на 30%, в условиях крупного предприятия это позволяет экономить миллионы долларов в год», – говорит Алексей Шлыков, генеральный менеджер по странам СНГ и Балтии компании SAP, одного из представленных на российском рынке производителей корпоративного программного обеспечения.

Очень важной становится автоматизация для компаний, работающих напрямую с торговыми сетями. «Сети требуют скидок, при которых обеспечение рентабельности многих компаний становится возможным только за счет снижения собственных издержек и за счет исключения ситуаций, когда товар отсутствует на складе, что осуществляется при помощи стратегии управления и автоматизации бизнес-процессов между поставщиком и ритейлером. По данным Deloitte & Touche, в случае отсутствия товара на складе компании теряют как минимум 10% оборота (у одного нашего клиента этот показатель доходил до 30%), а 25% стоимости товара в рознице составляют затраты цепочки поставок, – говорит Марк Роджерс, директор по продажам и маркетингу компании BSE, специализирующейся на автоматизации бизнес-процессов в торговле. – Одна лишь автоматизация склада позволяет решить сразу несколько проблем: сокращается время сбора заказа: даже штучный товар легко найти, воровство исключается».

Не стоит недооценивать и такие простые достижения IT, как мобильные телефоны: выдача средства связи водителю трейлера освобождает от головной боли отдел логистики, отдел продаж и клиентов, ожидающих его в течение многих часов. А это сегодня дорогого стоит.

Еще по теме