Top.Mail.Ru
архив

Выставить по-английски

 

ITE GroupЗа последние месяцы британский выставочный оператор ITE Group совершил две крупные сделки. В конце прошлого года он за 33 млн евро купил Международную выставочную компанию (МВК), а вслед за тем за 10 млн евро компанию «Краснодар­экспо». В итоге оператор упрочил свое положение в южном регионе. По оценкам NAI Becar, в настоящее время «Краснодарэкспо» проводит 80% всех выставок в Краснодаре, причем часть из оставшихся 20% организует сама ITE Group. Таким образом, британцы стали монополистами на этом рынке. По словам гендиректора ITE Moscow Александра Шталенкова, в Краснодаре перспективы для выставок весьма значительны: они связаны и с олимпийским строительством, и с чемпионатом мира по футболу. Кроме этого, в ITE рассчитывают, что присутствие в Краснодаре облегчит компании развитие в Сочи, который после проведения Олимпиады может стать конгрессным центром нашей страны. В настоящий момент, по подсчетам Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), доля ITE составляет 13% от общего количества выставок, проводимых членами организации. По данным Александра Шталенкова, эта доля равняется примерно 20 – 25%.

 

С берегов Темзы

Основанная в Лондоне ITE Group была изначально ориентирована именно на российский рынок. По словам Александра Шталенкова, компания начала развиваться в начале 1990-х, когда бизнеса по проведению международных выставок в нашей стране фактически не было. «Однако перспективы имелись, в частности, надо было привозить иностранных экспонентов, которые могли бы стать потенциальными инвесторами для России. Появились международные выставки, компания их проводила на ВВЦ и в Экспоцентре, с появлением «Крокус Экспо» – и там», – рассказывает Александр Шталенков. При этом ITE Group активно наращивала силы в регионах. Еще в 1996 г. она открыла офис в Санкт-Петербурге – «Примэкспо», а затем британцы купили выставочное общество «Сибирская ярмарка» – крупнейшую компанию сектора в Новосибирске, в портфеле которой 30 выставок, включая «Стройсиб», «Турсиб», «Сибнефтегаз», «Сибмебель» и др. «Мы, в общем, нацеливались на самые крупные и успешные компании в регионах. Также немаловажным фактором является наличие или перспективы строительства выставочной площадки», – поясняет Александр Шталенков. Именно поэтому в том числе компания наметила юг России. «Краснодарский край считается одним из приоритетных регионов для развития экономики и привлечения инвестиций, а значит, выставочная индустрия будет активно развиваться», – полагает директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar Маргарита Трофимова. При этом неудивительно, что ITE Group решила выходить на новые рынки через поглощения. «Приобретение западной или любой другой компанией игрока выставочного сектора – нормальный процесс в мире, немного позднее, быть может, пришедший к нам», – подчеркивает первый заместитель директора МВЦ «Крокус Экспо» Аркадий Злотников.
Впрочем, имеется сфера, на которую ITE не посягает. Компания принципиально не обзаводится собственными выставочными площадями и работает только как оператор. «Управление недвижимостью – это совсем другой бизнес, совсем другие деньги, совсем другие риски и финансовая модель. На сегодняшний момент мы не видим себя в качестве специалистов на рынке недвижимости», – констатирует Александр Шталенков. По мнению президента группы предприятий «РЕСТЭК» Сергея Трофимова, эта стратегия верна. «География наших проектов обширна, и нет смысла привязываться к одной площадке», – отмечает он. Однако один из крупнейших российских игроков этого рынка – «Крокус Экспо» в свое время пошел по другому пути и работает на собственных выставочных площадях. «Иначе мы не могли дальше работать и развиваться, но в итоге сделали то, о чем мечтали. По нашему мнению, эта площадка – единственная в России, где можно проводить серьезные международные выставки», – комментирует Аркадий Злотников.


Выставки в России

 

В среднем по России ежегодно проводится около 1700 выставок со среднегодовой суммарной площадью нетто более 2 млн кв. м. Каждый год в выставках принимают участие около 140 000 российских экспонентов и около 20 000 зарубежных компаний. На 2011 г. членами РСВЯ (более 70% выставочного рынка) запланировано 1193 мероприятия.

Данные департамента маркетинга ВО «РЕСТЭК»


 

 

Кто в доме хозяин

Владельцы крупнейших площадок входят в список сильнейших игроков, однако далеко не всеми выставками на своей территории они управляют как операторы, чаще всего просто сдают их в аренду сторонним профильным фирмам. Так, площадь «Крокус Экспо» составляет 549 000 кв. м, из которых около 70% приходится на гостевые выставки, а 30% – на собственные. По словам начальника отдела маркетинга и финансов компании «Экспо­центр» Оксаны Куц, Экспоцентр в последнее время все больше внимания уделяет развитию собственных выставочных проектов, на которые в 2010 г. пришлось 61% по площади. «Практически у всех площадок существует своя собственная выставочная программа, – рассуждает Александр Шталенков. – У Экспоцентра есть сильная выставочная программа, но они стараются не конкурировать с другими организаторами: устраивают традиционно свои выставки и дают возможность арендаторам проводить их по другим тематикам». По его мнению, «Крокус Экспо» ведет себя более агрессивно, конкурируя с организаторами на своей же собственной площадке. Впрочем, Аркадий Злотников не согласен с такой оценкой и утверждает, что они почти не пересекаются по тематике с гостевыми выставками.

По экспертным оценкам, рентабельность выставочного бизнеса на собственных площадях в среднем выше, чем на арендованных, и составляет 30% вместо традиционных 15 – 20%. Впрочем, современных, качественных и просто «приличных» площадей на рынке мало. Недостаток хороших площадок ощущается даже в столице. «На рынке Москвы о дефиците качественных выставочных площадей известно давно», – говорит Маргарита Трофимова. По ее мнению, рынку не позволяет развиваться монополия трех основных площадок: «Крокус Экспо», ВВЦ и Экспоцентра. «Операторы вынуждены использовать существующие площади, несмотря на то, что большинство из них технически не соответствует требованиям проведения многих специализированных выставок. Например, большегрузную технику, транспортные средства и т.д., по сути, могут экспонировать только лидеры рынка», – добавляет она. По данным исполнительного директора РСВЯ Людмилы Смородовой, общий объем выставочных площадей в нашей стране сегодня едва достигает 600 000 кв. м, при этом почти 400 000 кв. м из них приходится на Москву, еще 42 750 кв. м – на Санкт-Петербург. Некоторые подвижки к улучшению ситуации есть. Так, в 2010 году Экспоцентр купил права долгосрочной аренды участков общей площадью 105 га для строительства новой выставочной площадки «Экспоцентр – Внуково», это стратегический долгосрочный проект компании. Кроме того, в последние годы в ЦВК «Экспоцентр» было реконструировано 28 000 кв. м. Новые комплексы строятся в Северной столице, Екатеринбурге и Новосибирске.


Что такое ITE Group

 

Основана в Лондоне в 1991 г.

Количество выставок в 2010 г. (закончился 30 сентября) – 167 по всему миру на площади 491 000 кв. м, из них 71 – в России.

Выручка в 2010 г. – 113,5 млн фунтов стерлингов. На Россию в 2010-м пришлось 58% от выручки группы


 

 

Укрупняй и властвуй

По данным ВО «РЕСТЭК», всего на выставочном рынке действует более 270 компаний. Однако некоторые участники сегмента считают, что игроков может быть намного больше. Так, Александр Шталенков называет сложившуюся на рынке ситуацию «оголтелой конкуренцией». «Выставок по одной и той же тематике может проходить просто невероятное количество, – рассказывает эксперт. – Большинство выставочных операторов узкоспециализированные и маленькие. В других странах такой конкуренции, конечно, нет, выставочные площадки в той же Германии проводят и собственные выставки, но по определенным темам, и договариваются с операторами-арендаторами, чтобы не конкурировать между собой». Один из путей выхода из проблемы пассивный – банкротство игроков, второй – консолидация усилий крупных компаний.

Так, в 2010 г. за «отрыв от союза и в связи с нарушениями требований устава» членства в РСВЯ лишилась «Экспо-Тольятти», а компании «Транссервис» (Москва) и «Интерсиб» (Омск) приняли решение приостановить членство в организации в связи со сложной ситуацией и отсутствием возможности выплачивать членские взносы. По мнению Александра Шталенкова, от консолидации выиграют все: и операторы, и площадки, с которыми будут работать крупные игроки с солидными программами. «На туристическом рынке, к примеру, одновременно проходят две выставки, и экспоненты и посетители не знают, куда им идти. И такие конкурирующие мероприятия есть в каждой отрасли», – замечает он. При этом укрупняться станут не только выставочные проекты, но и сами выставочные компании, кроме того, продолжится и усиление позиций транснациональных операторов. «Крупнейшие игроки, управляющие выставочными мероприятиями, очевидно, будут и дальше укреплять позиции путем поглощения менее эффективных конкурентов», – уверена Маргарита Трофимова.

Так, в 2008 г. Экспоцентр приобрел фирму «Максима» с полным пакетом выставок химической и социально направленной детской тематики, а в прошлом году структура «Газпрома»  – «Газэнергопромбанк Девелопмент» купила 25% акций ОАО «Ленэкспо». Однако пока объем этих сделок значительно меньше, чем у ITE Group. «Примеры покупок есть, но они не принимают такого глобального масштаба, как в случае ITE Group, – комментирует Людмила Смородова. – Компания покупает авторитетные выставочные проекты, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке. При этом она не концентрируется на каком-то одном регионе, а активизирует свою деятельность по всей стране». По ее мнению, именно транснациональные структуры типа ITE Group обладают ресурсами для внедрения новых технологий на выставочных площадях.


 

Еще по теме