Top.Mail.Ru
архив

Яблоня разрослась

Компания DPI реорганизовала свой бизнес и стала холдингом. Менеджеры DPI говорят, что так проще управлять разрастающимся бизнесом. Другая цель, которую преследует создание холдинга, – повышение инвестиционной привлекательности компании.

Компания DPI в августе объявила о завершении реорганизации и представила свою новую структуру. Теперь в группе отдельно друг от друга работают два направления – компьютерное и полиграфическое. В компьютерной «половине» четыре компании: DPI Computers, Apple IMC, Silicon Information Technologies и ИВИТО. В полиграфической – тоже четыре: «Принтхаус», «Принтхаус/ Расходные материалы», «Принтхаус-Сибирь» и «Принтхаус-Типография». Возглавлять группу компаний будут президент и два вице-президента, занимающиеся компьютерным и полиграфическим направлениями. Президентом холдинга DPI становится Евгений Бутман, вице-президентом компьютерного направления – Алексей Терентьев, вице-президентом полиграфического направления – Владимир Таранко. Недавно пришедший в группу профессор Марат Гуриев займет должность директора холдинга по проектам в области образования и науки.

Взгляд сверху

Обязанности Евгения Бутмана после реорганизации начинают напоминать обязанности Билла Гейтса. «Главный архитектор Microsoft» тоже отошел от тактического и оперативного управления созданной им компании. Оперативное управление в DPI переходит к вице-президентам и главам компаний. За Евгением же остается «взгляд сверху». Формировать холдинг компания начала весной 2001 года. Одним из главных мотивов Евгений Бутман называет резкое увеличение объемов продаж компании. Быстрый рост вызвал расхождение в методах управления различными направлениями. По некоторым направлениям – таким, как сканеры и мониторы, – объемы продаж по сравнению с прошлым годом выросли в разы; по другим рост был менее впечатляющим. В этих условиях владельцы приняли решение разделить бизнес на несколько независимых компаний. Руководить же холдингом будет головная управляющая компания.

Один камень – много брэндов

Реформа отражает намерения компании развивать бизнес вширь. Если прежде DPI специализировалась на продукции Apple, то теперь собирается осваивать и соседние сектора, тем самым задевая интересы других российских дистрибуторских компаний. Конкуренты в лице маркетинг-директора группы e-Style Натальи Тесаковой прокомментировали это решение DPI следующим образом: «Основные проблемы холдингов так или иначе крутятся вокруг трех сосен: законодательные вопросы, управленческие и «транзакционные», то есть связанные с конфликтами структур, входящих в группу. DPI в качестве холдинга столкнется именно с ними. Избыточная диверсификация вредна для бизнеса. На определенной стадии развития компании вынуждены избавляться от лишних звеньев. Остаются только те структуры, которые эффективно работают в условиях конкуренции». Основные прибыли группе и впредь будет приносить именно дистрибуция. Как сказал Алексей Терентьев, «дистрибуция будет краеугольным камнем». Однако, по словам Терентьева, в бизнесе DPI намечаются перемены. Компьютеры Apple, которым компания и обязана своими успехами, теперь становятся не самым важным направлением, а всего лишь одним из. В последнее время дистрибуторское подразделение DPI взялось за продвижение нескольких новых брэндов – таких, как Agfa и Hitachi. В этих направлениях компания будет конкурировать с такими традиционными дистрибуторами Agfa, как «Апостроф» и «Терем», а также с продавцом Hitachi – компанией Elko. Управляющий партнер компании Verysell distriburion Юрий Ходос прокомментировал действия DPI так: «Введение новых брэндов всегда усложняет работу, потому что требует перенастройки канала дистрибуции. Еще основатель Sony Акио Морита сказал, что на проникновение нового брэнда в сознание потребителя требуется от полутора до двух лет. Экстенсивный путь не всегда ведет к успеху. Нам ближе другой метод управления – когда все процессы, происходящие в компании, максимально нацеливаются на конечный результат». Компания ИВИТО (в холдинге она будет заниматься поставкой техники учебным заведениям) не будет специализироваться только на технике Apple. Евгений Бутман заявил, что ИВИТО будет свободна в выборе поставщиков, но Apple не будет «снята с производства». ИВИТО, как говорит Бутман, будет пользоваться в своем бизнесе всеми интеллектуальными ресурсами, в том числе и наработками Apple. Поставка техники образовательным учреждениям в настоящий момент занимает не более 7% бизнеса DPI. По словам Терентьева, эта доля в ближайшем будущем сильно не изменится. DPI проиграла тендер по программе «Дети России», однако отчаиваться не намерена. Компания выиграла два других, менее заметных тендера на поставку техники Apple. «Сегодня работа с образованием – очень затратный бизнес. И компания ищет серьезного инвестора для усиления работы в этом направлении», – говорит Бутман. Другая входящая в холдинг компания Silicon Information Technology выросла из российского представительства Silicon Graphics. С 1 июня 2001 года эта компания является национальным дистрибутором Silicon Graphics в России и странах СНГ. Главой компании стал Евгений Бутман, совмещающий эту должность с президентскими обязанностями во всей группе. «Для меня направление, в котором работает Silicon Information Technology, новое и интересное, поэтому я решил руководить им лично», – сказал Евгений Бутман. Группа планирует вложить в это собственные финансовые и административные ресурсы.

Яблоко от яблони...

DPI не намерена уходить из традиционной для себя ниши. «Мы пять лет работаем с Apple и будем продолжать совместный бизнес», – сказал генеральный директор Apple IMC Андрей Туров. Его компания будет продвигать решения Apple на вертикальных рынках. (Под вертикальным рынком в информационном бизнесе понимают сектор крупных корпоративных заказчиков. – «Ко».) В частности, Apple IMC будет работать с издательствами. Кроме того, компания намерена попробовать себя в секторе цифрового аудио и видео. Для этих целей Apple IMC планирует открыть розничный магазин Apple Center. По словам Андрея Турова, магазину предстоит стать маркетинговым инструментом для продвижения новых технологий и продуктов. Партнеры компании DPI пока еще не совсем разобрались в происходящих в ней процессах. Руководитель сервисной службы компании MacTimes из Ростова-на-Дону Вадим Черных говорит, что до сих пор существует резкое разделение на столичный и региональный бизнес и что в последнее время DPI стала обращать меньше внимания на своих региональных партнеров. «Маркетинговые программы DPI ориентированы в основном на Москву. Не секрет, что Москва делает основные обороты, пусть даже все продукты потом уходят в регионы. Происходит упрощение бизнеса DPI – она работает с компаниями, с которыми проще работать. По сути дела, они уходят от регионов. Сегодня объемы совместного с DPI бизнеса у нас уменьшаются, тогда как общие объемы бизнеса растут. Например, компания «Легион» продает нам мониторы и ведет намного более гибкую политику», – сказал Вадим Черных. Между тем в DPI говорят, что оборот компании вырос за первое полугодие 2001 года на 53%, а рост оборота по продукции Apple составит в заканчивающемся 1 октября финансовом году 35%.

С кем пойдем в школу?

Западные компании часто создают холдинг не только для упорядочивания бизнеса, но и потому, что компания в перспективе планирует продать часть бизнеса либо изменить структуру капитала и привлечь новых инвесторов. Евгений Бутман говорит, что DPI заинтересована в инвестициях. «Компания третий год проводит аудит своей деятельности. Это вызвано желанием сделать компанию прозрачной. Мы ищем инвестора для развития образовательного направления», – говорит Евгений.

Еще по теме