Top.Mail.Ru
бизнес

Яхты прибило к берегу

Фото: 123rf/Legion-media Фото: 123rf/Legion-media

Пандемия отправила в нокаут яхтенный туризм по всему миру. Закрыты на карантин почти все марины Средиземноморья, закрываются Карибы. Оплаченные россиянами круизы переносятся на 2021 год. Яхты путешественников рискуют оказаться без топлива, воды и еды в открытом море.

Яхтсмен из России Марат Насыров стоял с семьей на своем катамаране в порту Тенерифе. Когда полиция запретила жителям и туристам выходить на улицу под угрозой штрафов от 500 до 2000 евро, берег полностью опустел, и Насыров встал на якорь, в карантин. Но 19 марта на рейд, где стояла его лодка под флагом Бермудских островов, подошли катера местной береговой охраны. «Нам дали 12 часов, чтобы покинуть территориальные воды Испании, — сообщил Марат. — Изначально требовали уйти сразу. Однако после долгих переговоров разрешили зайти в марину за продуктами. По новому распоряжению все иностранные яхты обязаны уйти». Насырову и его семье повезло: обнаружив на яхте поломку, береговая охрана согласились отконвоировать ее на частную стоянку в Сан-Мигель.

В комментариях под постом Марата яхтсмены со всего мира стали обсуждать, куда же теперь идти. И выяснилось, что в Европе закрыты для чужаков почти все стоянки. И не только в Европе.

Святослав Детинкин сообщает, что пару дней назад в Марокко людей с Канар развернули обратно, не пустив в порт, и это не единственный случай. Тунис и Алжир тоже закрыты, добавляет Виктор Маршев. Елена Жданова пишет, что для всех яхт закрыты Азорские острова, Португалия и Мадейра, пускают только в порт приписки. Закрываются марины и в Хорватии.

Октай Сулейманов и Андреас Василакис советуют неприкаянным лодкам идти в турецкий Каш или Мармарис, там пока открыто. Но идти придется через территориальные воды Греции, а Елена Туссон из этой страны сообщает, что греки морскую границу с Турцией закрыли. Кроме того, уточняет Василий Кравченко, сама Турция пускает чужаков только на 15-й день после посещения стран Шенгена.

Яхтсмен под ником Gulf Streamer, чья лодка стоит на острове Сент-Мартен, пригласил Насырова на Карибы. Но через день сообщил, что Сен Мартен тоже на карантине. «Запрещен вход яхт под иностранным флагом, — пишет он. — Закрыты школы, большинство магазинов, государственные учреждения, рестораны».

Закрытыми для яхт в считанные дни оказались и другие стоянки Карибского бассейна.

По состоянию на 19 марта перекрыли границы все французские острова (Сен-Барт, Гваделупа и Мартиника). Закрыты также Тринидад и Тобаго, Гваделупа, Доминикана, Сент-Люсия, Кюрасао, Аруба, Британские Виргинские острова. Портовые службы на Бермудах, на островах Бонэйр и Гренада требуют от иностранных яхт пройти 14-дневный карантин.

Пока открыты Ямайка, Винсент и Гренадины, Доминика, Пуэрто-Рико, Монсеррат, Кайманы, Багамы, Антигуа и Барбуда.

яхтингФото: предоставлено Маратом Насыровым

Из 12 крупнейших марин Средиземноморья и Карибского бассейна, куда обратился с вопросами «Ко», ответили только в итальянском Портофино и французском Вобане. Офис марины в Портофино обслуживает клиентов с ограничениями: администрация предупреждает, что сотрудники могут работать удаленно. В порту Вобане (Антиб) сокращен персонал, остались лишь охрана и команда на случай чрезвычайных ситуаций. Офис марины закрыт, хотя в неотложных случаях по звонку в дверь пускают. Сотрудники обещают продолжить деятельность «в ближайшие недели».

Проблема еще и в том, что сейчас - время перехода яхт с Карибского моря в Европу, рассказал «Ко» Марат Насыров. Сотни яхт возвращаются, а место дозаправки — Азорские острова в центре Атлантики - на жестком карантине, и что делать, неизвестно. Ближе к материку Мадейра даже на якорь становится не разрешает.

«У яхтсменов, которых выгоняют из разных стран, есть всего три выхода, — говорит Насыров. — Бросать яхту и улетать на Родину, если получится улететь. Идти на своей яхте на родину с оплатой всех налогов и пошлин. Или идти в страну регистрации лодки, где обязаны принять, но Италия и Греция не пускают даже своих».

Трудно и тем, кого пустили. «Куча ребят жили без подушки безопасности, - поясняет Насыров. - Молодежь, продают квартирки в России, покупают яхту: «Будем катать, проживем». А сейчас и вернуться некуда, и тут попали. Еще на якорях бы выдержали, а в маринах по 50 евро в сутки платить? Долги копятся - надеются, что им спишут, не по своей же воле. Но кто спишет, это же капитализм».

Яхтенный капитан, эксперт ОНФ по туризму, экс-главред журнала «Яхтенный мир» Александр Железняк говорит, что из-за пандемии коронавируса многие чартеры по аренде парусных яхт в Средиземном море, оплаченные российскими клиентами на майские праздники, перенесены на 2021 год (в этом бизнесе принято бронировать задолго). При этом компании предлагают клиентам, внесшим авансы, доплатить до полной стоимости.

В морском парусном клубе «Шкипер», который уже 15 лет организует яхтенные круизы у побережья Италии и Греции, это подтверждают. «У нас парусные яхты в Италии, а там до 3 апреля карантин, в марине вместо 25 матросов осталось двое, лодки просто некому выпустить в море», — говорит один из менеджеров. Все оплаченные клиентами круизы на майские праздники компания перенесла, в лучшем случае — на июль, но, возможно, их придется отложить до сентября. Отказавшимся клиентам деньги обещают вернуть: компания может это себе позволить, потому что у нее свои яхты. У туроператоров, которые арендуют лодки в Европе, такой возможности обычно нет.

С большими роскошными моторными яхтами ситуация не лучше. Непосвященному человеку такая элитная лодка представляется идеальным местом, чтобы переждать эпидемию. Но проблема в том, что экспедиционных яхт, оборудованных для длительного автономного пребывания в море, из общей массы — меньше 1 %, говорит Александр Железняк.

«Стандартная яхта с экипажем должна в среднем пополнять запасы пресной воды два раза в неделю, плюс топливо, плюс продукты. Плюс погода, в Средиземке она сейчас неустойчива, могут быть шторма. То есть это плавание каботажное в большинстве случаев, вдоль изобилующих стоянками берегов. Так ты скорее соберешь весь вирус, чем укроешься от него. А большая моторная яхта потребляет столько топлива, что, если не заходить в порт заправляться, надо вместе с танкером ходить».

В условиях, когда марины выгоняют чужие лодки в море, яхтсмены опасаются активизации пиратства. Пока открыты стоянки как минимум в Сингапуре, Таиланде и на Сейшелах. Пхукетская марина Boat Lagoon решила воспользоваться этим и разослала состоятельным клиентам приглашение переждать пандемию с семьей на яхте в живописном заливе Пханга. Но вряд ли это надолго: на небольшом густонаселенном Пхукете зафиксировано пять случаев заболевания коронавирусом, ряд компаний острова распустили сотрудников на карантин.

В поисках альтернатив яхтсмены обращают внимание на российское побережье. В компании RussiaDiscovery, которая специализируется на круизах у берегов Камчатки и Крыма, «Ко» заявили, что надеются на спад пандемии как раз к июню, когда у них начнется сезон.

Но, по словам Александра Железняка, Крым и Черноморское побережье Кавказа пока не готовы к сколько-нибудь массовому приему яхт. «Знакомые хотят перегнать лодки из Черногории в Крым, но кто их там будет обслуживать? Там нет марин под маломерные суда, в основном это маленькие причалы. Если в Турции более 10 тыс. мест для стоянки яхт, то здесь их единицы. Кроме того, на всем побережье от Севастополя до Феодосии — всего один пункт укрытия на случай непогоды, в Ялте. Похожая ситуация на Черноморском побережье российского Кавказа. Плюс недружелюбный пограничный режим, надзорные органы не готовы к наплыву судов».