$ 76.72
 91.11
£ 101.01
¥ 73.43
 84.87
GOLD 1926.80
РТС 1143.42
DJIA 28250.53
NASDAQ 11498.91
бизнес

«Яндекс» покупает «Тинькофф»

TCS Group сообщила о договоренности по продаже бизнеса компании «Яндекс». В пресс-релизе TCS говорится о том, что сделка пройдет по цене 27,64 доллара за акцию. Общая сумма сделки — 5,5 млрд долларов.

Несколько дней назад в социальных сетях появились публикации о грядущей покупке «Яндексом» «Тинькофф Банка». В анонимных каналах в Telegram приводились даже некоторые детали. Кто-то доверительно сообщал, что сделка уже состоялась. Другие имели инсайдерскую информацию о том, что сделку закроют через неделю-другую. Третьи утверждали, что всё оформят до конца года.

На вопрос «Компании», стоит ли ждать покупки «Яндексом» «Тинькофф Банка» руководитель пресс-службы ИТ-компании Илья Грабовский 21 сентября ответил:

«Предполагаю, что ваши источники — это анонимные каналы, которые выпустили несколько неподтвержденных слухов. Лестно, что кто-то тратит деньги на распространение слухов (хотя могли бы выбрать каналы подороже), но мы никогда не комментировали и не будем комментировать слухи». По его словам, для таких словесных спекуляций можно придумать десяток причин — от троллинга до попытки повлиять на акции.

Экономические предпосылки и для слухов, и для сделки были. «Яндекс», выручка которого по итогам прошлого года составила 175,4 млрд руб. и который сейчас оценен рынком в 1,4 трлн руб., — крупнейшая IT-компания. Многие рассматривают ближайшие годы как эру выхода банков и ИТ-компаний на рынок электронной коммерции, поскольку в России почти весь интернет-бизнес — это продажа товаров и услуг онлайн, этот рынок быстро растет (Data Insight предрекает ему темпы прироста 33% ежегодно вплоть до 2024 года), и потенциал его еще очень велик, — как в России, так и глобально. Традиционная для «Яндекса» контекстная реклама — это всего лишь небольшой процент от торговли, поэтому, очевидно, желательно было бы присутствовать в электронной коммерции плотнее.

В других «экосистемах» обычно присутствует активный и популярный у населения банк, и «Яндексу» тоже такой не помешал бы — собственный или партнерский.

«После развода со Сбербанком "Яндекс" не только лишился партнера в финансовой отрасли, но и своей доли в "Яндекс.Деньгах". Между тем, "Яндекс" с его массовыми сервисами — прекрасное плечо для любого банка. Для "Яндекса" же собственный банк — это возможность не платить "на сторону" банковские комиссии, а также хороший способ заставить работать собственные свободные средства. А такой банк как "Тинькофф" открывает "Яндексу" доступ к финтеху, причем к успешному», — рассуждает главный редактор Telegram-канала «Нецифровая экономика» Олег Сальманов.

Как замечает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын, «Тинькофф банк» популярен у пользователей «Яндекса», обладает имиджем технологически передового, и даже раскручивал собственную MVNO, то есть уже претендовал на создание собственной экосистемы. Однако капитализация «Тинькофф» относительно невелика (358 млрд руб.) в сравнении с IT-компанией, не говоря уж о Сбербанке (5,2 трлн руб.), то есть при самостоятельном развитии он рисковал не выдержать столкновения с тяжеловесами. Наконец, важной частью успеха «Тинькофф» был харизматичный основатель, который, однако, в связи с состоянием здоровья отходит от дел.

Кредитная организация была бы привлекательна для «Яндекса» и как обитатель экосистемы (то есть с сохранением независимости), и как приобретение, полагали эксперты.

Еще вчера рынок оценивал TCS Group в 5,2 млрд долларов. Леонид Делицын полагал, что если владельцы захотят премию в 25%, то стоимость банка поднимется до 6,5 млрд долларов. «Однако вряд ли попечителей строительства российской цифровой экономики устроит, чтобы у главного её столпа появился новый акционер в виде семьи основателя "Тинькофф" с блокпакетом. Соответственно, либо придется выложить не один миллиард деньгами, а больше, либо ждать следующего подорожания "Яндекса", либо убедить "Тинькофф" не требовать большой премии. Однако, как только новость широко распространится, обе компании могут подорожать, причем "Тинькофф" — сильнее, чем "Яндекс"», — подчеркивал Леонид Делицын.

Впрочем, и без этой покупки, по мнению Делицына, «Яндекс» достиг бы заявленных целей на рынке российской электронной коммерции, а вот перспективы банка при отсутствии сильного партнера на высококонкурентном рынке были не столь ясны.

Как считает ведущий аналитик «Открытие Брокер» по глобальным исследованиям Андрей Кочетков, для «Тинькофф банка» партнерство с крупнейшей IT-компанией означает выход на новый качественный уровень охвата населения. По сути это повторение пути Сбербанка, который трансформируется из классической кредитной организации в диверсифицированную структуру с финансовыми услугами и другими онлайн-сервисами.

«Логика продажи "Тинькофф банка" может быть связана с желанием "обналичить" созданный бизнес, перевести его для владельца из стратегических в портфельные инвестиции. Как правило, основатели сталкиваются с этим тогда, когда ресурсов на дальнейший взрывной рост не хватает, появляются другие возможности для более эффективного роста капитала или же в виду тех или иных причин возникает необходимость или желание дистанцироваться от активного управления компанией»,

— предполагает Андрей Кочетков.

На последней конференции, посвященной квартальным результатам «Яндекса», представители компании заявили, что не планируют больших сделок в ближайшем будущем, напоминает брокер по работе с ключевыми клиентами «БКС Брокер» Сергей Ермоленко.

Сейчас миноритарным акционером IT-компании выступает ВТБ, но для технологической «эволюции» госбанк чем-то не угодил.


Материал подготовлен при участии Анны Орешкиной