$ 74.47
 89.87
£ 104.02
¥ 70.04
 82.09
GOLD 1732.15
РТС 1411.93
DJIA 30932.37
NASDAQ 13192.34
 3407137.00
рынки

«Яндекс.Такси» везет к монополии

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

«Яндекс.Такси» объявил о покупке активов группы «Везет» за 178 миллионов рублей. До этого ФАС уже блокировала сделку, в компаниях заявили о пересмотре ее структуры, однако ведомство все же проведет новую проверку. Сможет ли «Яндекс» со второго раза закрыть сделку и чем она грозит рынку такси — разбирался журнал «Компания».

Согласно условиям сделки «Яндекс.Такси» выкупит кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок группы компаний «Везет» (управляет сервисами заказа такси «Везет», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi). Общая сумма сделки составит 178 миллионов долларов. При этом топ-менеджмент «Везет» в момент сделки перейдет в «Яндекс.Такси».

В «Яндекс.Такси» ожидают, что покупка активов поможет улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистического сегмента компании, предложив экспресс-доставку посылок и грузов жителям регионов страны.

Покупка с отсрочкой

Это уже вторая попытка «Яндекс.Такси» купить активы «Везет». Первую компания предприняла в 2019 году. Тогда «Яндекс.Такси» интересовала налаженная сеть заказов такси по телефону, которая была у «Везет», рассказывал гендиректор компании Даниил Шулейко.

Акционеры «Везет» должны были получить до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до 71,5 миллиона долларов при условии достижения запланированных показателей. «Яндекс.Такси» собирался за три года вложить около 8 миллиардов рублей в развитие региональных сервисов такси.

Компания несколько раз подавала и отзывала ходатайства об одобрении сделки в ФАС. В результате ведомство отказало «Яндекс.Такси», сочтя, что сделка негативно отразится на конкуренции на рынке. Если бы она состоялась, то общая доля «Яндекс.Такси» и «Везет» увеличилась бы до 70% в России, превысила бы 80% в границах 19 регионов и оказалась бы больше 50% в границах 32 регионов страны, рассчитали в ФАС.

В «Яндекс.Такси» накануне объяснили, что в этот раз компания не запрашивала разрешения на сделку, потому что она не подпадает под критерии сделок, требующих согласования с антимонопольными органами. Так, балансовая стоимость активов «Везет» находится в диапазоне, не требующем согласования покупки по законам РФ, сказали в «Яндекс.Такси». В компании добавили, что новая сделка подразумевает покупку только части активов «Везет», она действует лишь в нескольких регионах и не распространяется на программное обеспечение.

Сегодня, 3 февраля, ФАС пообещала проверить сделку «на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства». Ведомство также напомнило о своем предыдущем отказе. «Мы готовы предоставить всю необходимую информацию по запросу ведомства», — цитирует РБК представителя «Яндекс.Такси».

Как с нефтяниками

В «Ситимобиле» назвали новую сделку между «Яндекс.Такси» и «Везет» «не очень хорошей для рынка». «Все то, что усиливает монополию, — это вредно для пассажиров, я считаю, вредно для водителей (меньше заработок), вредно для городов», — заявил журналу «Компания» исполнительный директор «Ситимобил» Виталий Бедарев.

С тем, что сделка имеет намеки на монополизацию, согласен и независимый аналитик по вопросам экономики Дмитрий Адамидов. В разговоре с «Компанией» он отметил, что «Яндексу» по сравнению с другими компаниями проще «договариваться» с ФАС, поэтому сделка может состояться.

«Мы на американских выборах видели роль IT-индустрии, соцсетей и всего прочего. “Яндекс” занимает почти такое же место и у нас», — объяснил эксперт. По его словам, ФАС могут попросить «не усердствовать» или «закрыть» глаза, поскольку формальные требования сделки соблюдены. Он добавил, что антимонопольный регулятор «может пойти навстречу», поскольку у отрасли большая важность.

Также Адамидов не исключил, что «Яндекс» за счет сделки заранее пытается не дать китайскому сервису такси DiDi забрать существенную часть рынка. По его словам, компания может воспользоваться этим в качестве мотивации для одобрения покупки активов «Везет». «Одно другому не мешает: можно с китайцами бороться и рынок монополизировать. <…> Как с нефтяниками — они цены повышают, а монопольного сговора ФАС не видит, хоть что делай», — заключил эксперт.