Top.Mail.Ru
архив

Юрий Шафраник: "30 центов за литр бензина – нормально"

Наталья Кротова: Каковы, на ваш взгляд, причины летнего бензинового кризиса в стране?

Юрий Шафраник: Серьезнейший вопрос. У нас вроде бы в избытке всех энергоресурсов и кризиса быть не должно. Но топливный кризис все же есть. И дело даже не в росте цен. У нас не просто бензиновый, а общий энергетический кризис. Мы потребляем энергоресурсов (нефти, бензина, керосина и проч.) на душу населения значительно меньше, чем в других странах, а расходуем энергии на производство единицы продукции гораздо больше.

Этой тенденции уже 10 лет, и она постоянно усиливается. Я неоднократно говорил публично, что мы уже находимся у черты, за которой можно ставить под сомнение энергетическую стабильностью государства… Наше реформирование идет не всегда в лучшую сторону. Многое еще не устоялось - цены, вопросы собственности. Меняются правительства, каждый раз устанавливая новые правила игры. Поэтому на данном этапе вопросом огромной важности является координация действий власти и бизнеса. На уровне регионов кое-что удается решать проще и эффективнее. Вот в Москве власть и бизнес не диктуют друг другу свою волю. Они сотрудничают. Мы координируем действия с базовыми поставщиками нефти на МНПЗ - "ЛУКойлом" и "Татнефтью", с владельцами АЗС. В итоге ЦТК сегодня стабильно обеспечивает 60% потребностей рынка нефтепродуктов московского региона.

Н.К.: Московскую систему управления чаще сравнивают с договорной, нежели с рыночной…

Ю.Ш.: Вообще на переходном этапе экономических преобразований бизнес очень зависит от власти. Любая ошибка может привести к катастрофе, и примеров тому миллион. В Москве сложилась жесткая схема взаимодействия власти и бизнеса, именно взаимодействия, а не администрирования. И если кто-то называет наше взаимодействие со столичной властью системой договоров и уступок, то я называю это координацией усилий.

Н.К.: А что конкретно удалось сделать московскому правительству, чтобы удержать в столице цены на бензин?

Ю.Ш.: Главное, что сделало московское правительство, - создало рыночную среду и определило основные требования к участникам рынка. Конкретные меры осуществлялись самими топливными компаниями - "ЛУКойлом", "Татнефтью", ассоциацией независимых АЗС. Мы провели множество встреч, переговоров и совещаний - без каких-либо указок и напоминаний. Власть просто обеспечивала контроль за ценами и запасами нефтепродуктов. Положительную роль сыграл и тот факт, что у города есть свой базовый поставщик нефтепродуктов - ЦТК. Вот, например, Ростовская область такого поставщика не имела и базировалась на посреднических фирмах - поставщиках бензина. А они не привязаны ни к перерабатывающим заводам, ни к оптовым базам, ни к поставщикам нефти. Из-за этой неустойчивости при негативном изменении конъюнктуры посредники могут остановить свою деятельность. Вначале и у нас была похожая ситуация - на одном московском НПЗ работали 37 поставщиков. После очередного обострения ситуации на топливном рынке столицы базовым поставщиком назначили ЦТК. На нас раньше обижались, называли узурпаторами. А сейчас всем нравится с нами работать, потому что мы платим живыми деньгами. Мы никому не должны ни рубля. Безусловно, в Москву идут поставки топлива и из Ярославля, Рязани, Уфы, Нижнего Новгорода, но такой ответственности, как у ЦТК, у них перед городом нет.

Н.К.: Есть предположения, что поставки бензина из Нижнего Новгорода в столицу прекратились из-за политических разногласий между контролирующим НОРСИ Сергеем Кириенко, который входит в состав правого блока СПС и собирается баллотироваться на пост московского мэра, и Юрием Лужковым.

Ю.Ш.: Это все от лукавого - про правых, левых…Я не думаю, что поставки прекратились по политическим мотивам. НОРСИ очень хорошо расположена географически, и в экономическом плане влиять на московский рынок она может мощно. И влияла, кстати. Но НОРСИ из года в год ухудшала свои показатели. Мне лично было поручено проанализировать ситуацию в этой компании. Мы только что закончили подробный анализ. Если у них около 7 млрд руб. кредиторской задолженности, если у них не прибыль, а убытки, если никто не гарантирует оплату нефти на входе, а мы - ЦТК - платим день в день, не имея задолженности перед нефтяниками, то хоть левыми назовись, хоть правыми, ничего не изменишь. Ситуация в НОРСИ - результат неграмотного менеджмента и тех, кто на него влиял. В данном случае на это впрямую влиял Сергей Кириенко: сначала будучи руководителем НОРСИ, а затем - министром топлива и энергетики и главой правительства. Мы себя не хвалим, но мы правильно выбрали работу "на стыке", чтобы было выгодно и заправщикам, и нефтяникам. Сумели совместить несовместимое. Полгода за это бои вели. Сейчас заправщики себя нормально чувствуют. Деньги платят, налоги платят. НОРСИ все эти схемы не удалось создать, оттянуты огромные средства. Я не знаю куда… Кредиторы компании там бегают с топорами. Там есть какие-то люди, которые взяли кредиты, купили сырье, а потом им расплачиваться нечем. Это же ужасно.

Н.К.: Каков ваш ценовой прогноз на ближайшие два года?

Ю.Ш.: Как нам кажется, цены в Московской области будут не выше, чем в целом по России. Мы стараемся, чтобы у нас цены были даже чуть ниже, чем, например, во Владимире. Я не скажу, что все будет хорошо, но мы будем стараться. Мы считали и продолжаем считать, что 30 центов за литр бензина - нормально, а 35 - уже многовато.

Н.К.: Существует мнение, что, до тех пор пока в России цены на нефтепродукты будут существенно ниже, чем в Европе, нам обеспечен постоянный кризис. Что вы можете сказать по этому поводу?

Ю.Ш.: Думаю, когда у населения будет соответствующий уровень зарплаты, тогда и можно будет рассуждать об этом. Сравнять цены с Европой нам не удастся ни за год, ни за два, как бы нам ни хотелось. А раз так, то внутренний рынок надо защищать и держать цены в пределах 25 - 35 центов за литр. Но для этого необходимо принять целый комплекс мер, стимулирующих рост добычи и переработки. Разница цен с Европой у нас может и должна быть в переходном периоде экономических преобразований. Но в будущем, если покупательная способность населения будет расти, нужно стремиться к выравниванию цен.

Н.К.: Какие меры должно предпринять государство в налоговой сфере, чтобы стимулировать добычу? Каков, по вашему мнению, оптимальный размер нефтяных акцизов, который может быть заложен в бюджет-2000?

Ю.Ш.: Государство обязано принимать меры, но делать это нужно вовремя. Дорога ложка к обеду. А то цена на нефть на мировом рынке периодически скачет, а мы раздумываем по полгода, что бы нам такого предпринять...Я считаю, закладывать акцизы на нефть в размере 10 евро в бюджет не стоит - это запредельно. 7,5 евро - это более приемлемо. Но они же обсуждают размер пошлин еще с апреля - мая: то одно правительство обсуждает, то второе, то третье... При изменении нефтяной конъюнктуры пошлины менять можно и нужно, хотя это и не рыночные меры. Большинство рыночников, напротив, утверждают, что надо освободить экспорт от любого налогообложения. Но однажды мы уже так сделали. В конце 1997 - начале 1998 года правительство наделало массу поспешных неграмотных шагов. В результате мы, по оценкам экспертов, потеряли на мировом рынке около $9 млрд. Поэтому я за решительные действия, но только за грамотные. Что касается развития добычи, то надо привлекать прямые инвестиции, максимально освобождать инвесторов от налогового давления. Необходимо переложить налоговую нагрузку на розницу - никуда от этого не уйдешь. Инвестиции в новые месторождения должны иметь льготы на 10 лет, потому что нефтяной бизнес - это бизнес долгосрочных вложений.

Н.К.: Но менять цифры в доходной статье федерального бюджета достаточно сложно. К тому же правительство вряд ли когда-либо примет предложение нефтяников установить размер акцизов в процентной величине от мировой цены на нефть.

Ю.Ш.: Тогда надо заложить в бюджет минимум. Прогноз по ценам на нефть на 2000 год строить очень сложно. Рынок не устоялся, сначала было $18 за баррель, потом $9, а теперь вот $20. Может произойти и новое падение. На мой взгляд, нужно заложить в бюджет нижний прогнозный уровень. Лучше потом получить дополнительные деньги, а куда их направить, после разберутся.

Н.К.: Как вы считаете, насколько сейчас оправданно объединение государственной нефтяной собственности в единую госкомпанию? Или все же целесообразно приватизировать "Роснефть", "Славнефть" и ОНАКО?

Ю.Ш.: Такая компания еще как нужна! Но не нефтяникам, потому что нам не нужны новые конкуренты. А в первую очередь самому государству. Сейчас государственные функции вообще никто толком не выполняет. А приватизация нефтяных компаний - это не главная задача. Главное - создать бизнесу соответствующие рыночные условия. Вот, к примеру, ЦТК принадлежит московской мэрии. Мы существуем полтора года и за это время сумели стать полноценной компанией, которая никому не должна и обеспечивает топливом московский рынок. Причем я как частное лицо, конечно, хотел бы стать руководителем крупной частной компании, но как глава ЦТК понимаю, что нынешние условия существования позволяют обеспечить эффективное управление государственной собственностью.

Н.К.: Ваша идеология просто зеркально отражает экономические взгляды Юрия Лужкова. Будет ли "мэрская" кампания финансировать движение "Отечество - Вся Россия"?

Ю.Ш.: Самый большой наш вклад в избирательную кампанию - обеспечение надежного и бесперебойного снабжения топливом хозяйственного комплекса столицы и области. Наши действия по поддержке блока полностью соответствуют нормам и положениям российского законодательства.

Н.К.: В ОВР присутствует половина нефтяных компаний страны. "ЛУКойл", ЮКОС, "Татнефть", "КомиТЭК". Вы каким-то образом координируете свои политические действия?

Ю.Ш.: Наша политика - заработать побольше денег, чтобы было куда вложить. И в этом плане мы стараемся координировать свои действия. Есть координационный общественный совет по ТЭКу - КОСТЭК, где нефтяники, угольщики и энергетики регулярно собираются и обмениваются информацией. Приходят и представители профсоюзов, Минтопэнерго. Нельзя назвать это картельным сговором, но, учитывая постоянные смены правительства, нам часто приходится самим собираться, чтобы согласовать взгляды, действия, понять, что происходит в экономике. Отдельных же политсоветов нефтяных компаний нет. У каждой компании своя политика. Наша политика, политика ЦТК, - чтобы у Москвы, москвичей и у мэра все было отлично.

Еще по теме