Top.Mail.Ru
архив

За Красной Шапочкой пришел Серый Волк

Нефтяная приватизация в России похожа на игру в карты. Выигрывает не тот, у кого много денег, а тот, кто умеет играть. 

Вот, к примеру, ТНК заплатила за 85% акций ОНАКО $1,08 млрд. А "Сибнефть" за Оренбургскую нефтяную компанию ничего государству официально не платила. Потратилась только в пользу ЮКОСа, за $250 млн выкупив у Ходорковского* 40% акций "Оренбургнефти" (дочернего добывающего предприятия ОНАКО). И тем не менее Роман Абрамович получил явные преимущества в борьбе с ТНК за контроль над ОНАКО.

Приобретая у государства акции ОНАКО, "танкисты" не могли не понимать, что покупают компанию с "бельмом на глазу". Всем известно, какие беды могут принести миноритарные акционеры с блокирующим пакетом акций. Особенно если эти акционеры - конкурирующая нефтяная компания. Поэтому сразу после победы в конкурсе ТНК начала переговоры с "Сибнефтью" по поводу продажи доли Абрамовича в "Оренбургнефти". Подробности переговоров тщательно скрывались, но доходили слухи, что "Сибнефть" просит либо $400 "кэшем", либо конвертацию своего пакета "Оренбургнефти" в 25% акций ОНАКО. Еще одна версия - обмен активов. ТНК отказывается от претензий на "Славнефть" и отдает "Сибнефти" свои 12,52% самой "Славнефти" и блокирующие пакеты ее дочерних предприятий "Мегионнефтегаза" и "Ярославнефтеоргсинтеза". Взамен получает акции "Оренбургнефти". Однако благодаря грамотно разыгранной комбинации "Сибнефти" удалось загнать ТНК в ситуацию, при которой обмен становится неравноценным.

По одной из версий, "Сибнефть" изначально не собиралась платить за ОНАКО миллиард долларов, несмотря на то что ее компания "Профит-Хаус" заявила на конкурсе именно эту сумму. Якобы эта цифра появилась только для того, чтобы о ней в ходе утечки информации узнали в ТНК. Неизвестно, насколько версия соответствует действительности, но финансовая планка для ТНК была задрана неимоверно. Несмотря на то что "танкисты" уверяют, что миллиардные затраты окупятся через 3 - 3,5 года, альтернативные аналитики определили срок в 5 лет. И то при условии средней цены в $27 за баррель нефти и стопроцентном экспорте нефти. А на самом деле из 7,5 млн тонн ОНАКО экспортирует только 1,6 млн. При этом пока ТНК еще физически не контролирует ОНАКО. Ее специалистам удалось добраться только до переработки - обширный десант ТНК с 10 октября сидит на "Орскнефтеоргсинтезе".

Уплатив государству миллиард долларов, ТНК, видимо, получила от правительства неофициальное обещание режима благоприятствования в отношениях со "Славнефтью". Напомним, что еще летом представителей ТНК, несмотря на наличие крупных пакетов акций, не допустили в советы директоров ЯНОСа и "Мегионнефтегаза". "Танкисты" отправили в совет директоров "Славнефти" письмо с просьбой о созыве внеочередного собрания акционеров. Главная цель - переизбрание совета и досрочное прекращение полномочий президента компании Михаила Гуцериева. Судя по всему, в ТНК рассчитывали на поддержку со стороны директоров от российского правительства, которых в совете большинство (двое членов совета представляют Белоруссию). Но неожиданно чиновники отклонили требование об отставке Гуцериева. Неизвестно, знали ли о подобном повороте событий в ТНК. Но Гуцериев, скорее всего, знал. Не случайно он вызвал всеобщее изумление, накануне собрания появившись на юбилее "Реновы", где собрались все ключевые фигуры ТНК - Виктор Вексельберг, Михаил Фридман и Герман Хан. "Я пришел, потому что меня пригласили. Ну и заодно сказать, что ничего у них на совете директоров не получится", - сказал журналистам Михаил Гуцериев. А в самой "Славнефти" рассказывают, что Гуцериев был очень уверен в себе. Например, взял и до смерти напугал президента ТНК Кукеса. "Здравствуй, Красная Шапочка", - сказал он своему коллеге из ТНК, - "это я, Серый Волк, за тобой пришел".

По данным из некоторых источников (к сожалению, в самой ТНК отказались от комментариев), два представителя ТНК - Виктор Вексельберг и Феликс Любашевский на совете раскритиковали Гуцериева за плохое финансовое положение компании в 1999 году, а также нарушения прав миноритарных акционеров в "Ярославнефтеоргсинтезе" и "Мегионнефтегазе". Гуцериев парировал, что в 1999 году он в "Славнефти" не работал, а за нарушения прав акционеров в дочерних компаниях совет директоров самой "Славнефти" отвечать не обязан. После чего "танкистов" попросили подождать окончательного решения совета "в коридоре". Решение было неутешительным. Вообще очень похоже на то, что обещания государства помочь ТНК в "Славнефти" - это еще одна уловка, разработанная с участием "Сибнефти". Чего стоит, например, "соломоново" распоряжение Мингосимущества, в котором госпредставителям в совете директоров "Славнефти" предписывалось дать добро на созыв собрания в том случае, если на это "есть основания". А если этих оснований нет - отклонить. В итоге в этот же день ТНК и ее аффилированные компании направили совету директоров "Славнефти" письмо с отзывом требования о проведении внеочередного собрания акционеров.

Если государство встало на сторону "Славнефти" и ее партнеров из "Сибнефти", ТНК с ее миллиардными обязательствами по ОНАКО уже не сможет составить достойную конкуренцию Роману Абрамовичу. К тому же частые поездки топ-менеджеров "Славнефти" в Минск объясняются не только производственными контактами с белорусскими совладельцами компании. Говорят, на гендиректора Мозырского НПЗ Куприянова заведено сразу два уголовных дела, связанных с продажей компаниям ТНК 6,2% акций "Славнефти": о мошенничестве и превышении служебных полномочий. Якобы сначала несчастному гендиректору поступило распоряжение белорусского правительства продать акции. Он и продал. За $10 млн. А потом распоряжение отменили, и Куприянов перечислил деньги назад. Что, конечно, никоим образом не могло обязать ТНК возвращать акции. В "Славнефти" считают, что наступило временное перемирие, а сами на этой неделе едут открывать АЗС в традиционной вотчине ТНК - Рязани. Причем, как и в Тюмени, заправка уже готова и принадлежит бывшему джобберу "танкистов". Говорят, эмблему ТНК уже успели закрасить, заменив на красно-голубую символику "Славнефти".

После провала инициативы ТНК по снятию Гуцериева стало ясно, что обмен активами по схеме ОНАКО на "Славнефть" становится малореальным. Один из собеседников "Ко" считает, что о подобном обмене могла идти речь только с доплатой со стороны ТНК в $200 млн - $250 млн: "Я согласен с тем, что перед конкурсом ТНК была намеренно "слита" информация про $1 млрд. "Альфа" и "Ренова" сильно ошиблись. Если они будут доплачивать "кэшем", сумма затрат увеличится до $1,5 млрд, а срок "отбивки" кредитов - до пяти-шести лет. Это еще оптимистичный прогноз. Конъюнктура нефтяных цен не может быть вечной, а заложенная под кредиты нефть может сыграть с ними плохую шутку. Помните, как это было с ЮКОСом, у которого часть компании перешла в собственность иностранных кредиторов? Кроме того, где они возьмут "кэш", чтобы расплатиться с Абрамовичем? Все говорят о кредите Эксимбанка США, но это же не деньги. Это просто гарантии, позволяющие им взять больше нефтяного оборудования".

 

Однако особого времени на раздумья, как повернуть ситуацию в свою пользу, "Сибнефть" ТНК не оставила. Незадолго до проведения конкурса "Сибнефть" подстраховала свой пакет акций, созвав внеочередное собрание акционеров "Оренбургнефти". Созывалось оно еще до победы ТНК на конкурсе, поэтому среди кандидатов в совет "танкистов" не было вовсе. Были представители материнского холдинга ОНАКО и "Сибнефти". Абсолютно все участники рынка говорили, что это очень сильный козырь "Сибнефти". На свой пакет она могла провести не менее четырех членов совета директоров из девяти. Поскольку остальными акциями должны были голосовать представители головного холдинга, некоторые из которых весьма близки к Абрамовичу, набрать большинство в совете не составило бы труда. А дальше все предрекали немедленный вывод активов из "Оренбургнефти" в пользу "Сибнефти" (не случайно текущий объем и владельцы кредиторской задолженности "Оренбургнефти" так тщательно скрываются). То есть фактически установлением сроков собрания - 12 октября - "Сибнефть" ограничила ТНК во времени для обдумывания условий сделки обмена или продажи акций "Оренбургнефти". Накануне собрания ТНК получила доверенность на голосование акциями ОНАКО. В том случае, если бы переговоры не удались совсем, "танкисты" могли бы заблокировать само проведение выборов. Однако собрание прошло по плану, и в совет выбрали только близких "Сибнефти" людей - шестерых представителей самой компании, двоих из "Профит-Хауса" и президента ОНАКО Азата Шамсуарова. В таком виде совет просуществует до 17 ноября, когда состоится еще одно собрание, на этот раз по инициативе ТНК.

Официально первые лица "Сибнефти" и ТНК прокомментировали итоги собрания неопределенно. "Мы продолжаем вести переговоры по вопросам, связанным с ОНАКО", - отметил президент "Сибнефти" Евгений Швидлер. Почти то же самое говорит и исполнительный директор ТНК Герман Хан. Есть версия, что из кандидатов от ОНАКО и "Сибнефти" в совет выбрали только людей Абрамовича, потому что связанные с местными властями топ-менеджеры ОНАКО могут начать вести свою игру и испортить переговоры. Однако еще один собеседник "Ко" из "нефтяных" кругов полагает, что на высшем уровне стороны уже договорились. По его словам, на рынке ходят слухи, что структуры "Альфы" и "Реновы" заняли под ОНАКО не $1 млрд, а как раз $1,5. То есть существует принципиальная договоренность между Абрамовичем и Фридманом с Вексельбергом о продаже "сибнефтевого" пакета акций ОНАКО, и сейчас наступает сложнейший этап юридического оформления сделки. Сложнейший потому, что стороны по отношению друг к другу держатся крайне настороженно. Другая версия: стороны все-таки договорились о конвертации 40% акций "Оренбургнефти" в блокирующий пакет акций ОНАКО. Но в этом случае кредитная ситуация ТНК будет выглядеть еще хуже. Ведь с блокирующим пакетом "Сибнефть" вправе требовать доли в трейдинге компании, загрузки нефтью собственного Омского НПЗ и раздела финансовых потоков компании.

Какой уж там Серый Волк из Гуцериева по сравнению с Абрамовичем…

* признан в России иностранным агентом.

Еще по теме