Top.Mail.Ru
архив

Запоздалый полет

На днях в Иркутске продемонстрировали не имеющий мировых аналогов самолет-амфибию Бе-200. Прототипом новой амфибии стал военный самолет-лодка «Альбатрос» (А-40), появление которого в начале 90-х наделало шуму среди западной авиационной общественности.

Показ Бе-200 припозднился на несколько лет - первый полет противопожарного самолета был запланирован на 1994 год. Запуск самолета стал возможен, скорее всего, благодаря тому, что были найдены предприниматели, готовые заняться проектом и вложить в дело деньги. В 1991 году было образовано совместное предприятие «Бета-Ир», учредителями которого стали Иркутское АПО и Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (оба входят в АВПК «Сухой»), украинский Проминвестбанк и некая швейцарская компания Ilta Trade Finance S.A. Последняя, по словам представителя «Бета-Ир» Владимира Серова, занимается проведением маркетинговых исследований, продвижением новинки на западные рынки, подбором многочисленных западных партнеров по производству, а также готовит и отрабатывает все контракты. Швейцарская она, правда, только условно: офис компании располагается в Афинах, и руководит ею Михаил Константинович Патсетакис (который, как говорит Владимир Серов, на самом деле Майкл и русского языка не знает), по совместительству заместитель генерального директора «Бета-Ир». Под эту команду и привлекались кредиты различных коммерческих банков, в том числе Инкомбанка и МЕНАТЕПа ($20 млн).

Разработка Бе-200 обошлась ее создателям почти в $100 млн (из которых государство предоставило $8 млн). Такую же сумму необходимо привлечь для доработки самолета. Где найти эти деньги - неизвестно. Согласно планам организаторов проекта он должен полностью окупиться за четыре года продаж (ориентировочно 48 самолетов), но для этого нужно начать серийное производство и найти покупателя. Технический координатор проекта Бе-200 в Таганроге Андрей Сальников был весьма осторожен в прогнозах и заявил корреспонденту Ко, что сейчас есть только один «презентационный» и еще один недостроенный (на 40 - 50%) экземпляр Бе-200.

Значит, самолетов пока нет. Может быть, есть хотя бы покупатели? Пока о своем намерении приобрести Бе-200 твердо заявило только МЧС, готовое приобрести самолеты по цене, существенно ниже заявляемых $20 - 22 млн. Другой потенциальный заказчик - итальянская компания Olenia имеет собственный печальный опыт создания самолета-амфибии. Эта фирма провела маркетинговое исследование, которое показало, что общий рынок Бе-200 составляет около 300 самолетов.

Однако, как выяснилось, есть западные компании - причем весьма именитые, - которые хотят поучаствовать в доходах от Бе-200. По некоторым данным, это корейская LG и американская Marsh, с которыми подписаны протоколы о намерениях их участия в капитале «Бета-Ир».

Еще по теме