Здравница и житница
Сочи рискует стать вечным претендентом на проведение Олимпийских игр. А российскому правительству и крупному отечественному бизнесу впору начинать писать учебник по инвестиционной мифологии. Гарантией колоссальных вложений в бывшую всесоюзную здравницу сейчас является лишь призрачная надежда, что когда-нибудь город станет хозяином олимпиады.
Поддержка проекта президентом плюс массированная PR-кампания и обещания властей превратить Сочи в курорт мирового значения пока привели лишь к стремительному росту цен на недвижимость. И сход с олимпийской дистанции ситуацию не переломит. Если заявка на проведение Олимпиады-2014 будет отвергнута Международным олимпийским комитетом (МОК), за ней последует заявка на 2018-й год. Далее – знак «бесконечность»…
Tabula rasa
Новейшая олимпийская история Сочи началась в феврале этого года, когда город в третий раз (до этого были попытки в 1990 и 1994 годах) подал заявку на проведение игр. А в июне стало известно, что курорт вошел в тройку фаворитов, выбив из гонки испанскую Хаку, болгарскую Софию, казахстанскую Алма-Аты и грузинский Боржоми. У него осталось лишь два конкурента – австрийский Зальцбург и южнокорейский Пьенчонг, на их фоне шансы Сочи выглядят не очень убедительно. Эксперты почти не сомневаются, что победят в олимпийской гонке австрияки.
Судьба Олимпиады-2014 решится в июле 2007 года в Гватемале. До этого города-претенденты посетит оценочная комиссия МОК. Сочи к визиту высокопоставленных гостей, намеченному на февраль следующего года, подойдет практически с пустыми руками – возведение спортивных сооружений находится в лучшем случае на этапе торжественной закладки первого камня. Организаторы не скрывают, что олимпийскую инфраструктуру – в случае положительного решения МОК – придется создавать практически с чистого листа. Но именно это они презентуют как одно из преимуществ Сочи, ведь в таком случае все объекты окажутся самыми современными. Именно из-за этого суммы финансирования сочинской олимпиады достигают астрономических величин.
В ожидании допинга
Согласно принятой в июне этого года Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие Сочи как горно-климатического курорта на 2006 – 2014 годы», в случае благоприятного развития событий в Гватемале наш приморский город получит $12 млрд. Они пойдут на развитие инфраструктуры, строительство спортивных объектов, совершенствование гостиничного, развлекательного и торгового комплексов. Если МОК скажет категорическое «нет», финансирование города сократится вдвое. Но в любом случае Сочи должен превратиться в курорт мирового значения, который заткнет за пояс Лазурный берег вместе с Куршавелем.
Даже те вложения, которые город получит в случае проигрыша в олимпийской гонке, вдвое превышают затраты на самую дорогую до сих пор олимпиаду в Турине (около $3,5 млрд). «Программа действительно является уникальной по масштабам, – подтверждает генеральный директор Заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко. – Это самый большой проект спортивной инфраструктуры, который когда-либо строился в мире. Мы отдаем себе отчет в сложности проекта, и потому над ним работает огромное количество международных специалистов и отраслевые министерства».
Согласно ФЦП, 60% средств на строительство сочинских объектов пойдет из федерального бюджета, а 40% – из внебюджетных источников. Их вложат в развитие города крупнейшие российские компании. Главными «олимпийскими игроками» Дмитрий Чернышенко называет «Интеррос», «Базовый элемент», «Газпром» и РАО «ЕЭС». Кроме того, кредитовать олимпиаду вызвались Внешторгбанк, Сбербанк и не столь заметный банк «Московский капитал». При этом, как сообщили «Ко» источники в Заявочном комитете, не исключено, что внебюджетная доля может вырасти до 50%.
«Привлекательность региона смещает баланс в пользу частных инвестиций, – уверенно заявляет гендиректор Заявочного комитета. – Я предвижу, что с началом тендеров на осуществление работ появится масса инвесторов, которые сейчас, быть может, и не столь публичны, и не работали раньше в сфере туризма и спорта». Среди возможных участников проекта собеседники «Ко» называют АФК «Система», «Интеко», ЛУКОЙЛ и «Роснефть». «Так или иначе, я уверен, что все крупные российские компании примут участие в программе продвижения Сочи», – говорит Чернышенко.
Никелированные лыжи
Среди олимпийских инвесторов в Сочи «Интеррос» числится на особом счету. Причиной тому – активное участие руководителя компании Владимира Потанина в продвижении города. Еще во время поездки на Туринские игры Потанин во всеуслышание заявил об инвестиционной привлекательности Сочи и о готовности российского бизнеса вложиться в олимпийский проект «по полной». Что касается непосредственного участия «Интерроса», холдинг намерен инвестировать в Сочи более полумиллиарда долларов.
Его главная строительная площадка – горнолыжный курорт «Роза Хутор» на склонах горы Аибга, в границах Сочинского национального парка. Справедливости ради стоит отметить, что строительство не всегда шло гладко. Анонсированный в 2001 году проект долгое время находился в подвешенном состоянии, пока решались вопросы о передаче уникального по своим природным характеристикам участка земли и о сооружении там необходимой инфраструктуры – дорог, энерго-, водо- и газоснабжения.
Как рассказала «Ко» глава административного департамента «Интерроса», а с недавнего времени – председатель правления Заявочного комитета «Сочи-2014» Елена Аникина, в течение 10 лет компания намерена вложить в «Розу Хутор» более $300 млн. «Мы строим массовый, масштабный, высокотехнологичный, круглогодичный горнолыжный курорт, – поясняет она. – С появлением олимпийской тематики наш проект – первоначально чисто инвестиционный – обрел новое звучание. Теперь это центральный объект будущей олимпиады, то есть проект федерального значения. Там будут построены трассы для 10 горнолыжных дисциплин».
Оставшиеся деньги – около $200 млн – «Интеррос» собирается направить на строительство гостиниц и жилья. «А ведь первоначально, когда проект только стартовал в 2003 году, мы объявили, что весь объем инвестиций составит $140 млн, – вспоминает Аникина. – Но, как видите, жизнь дорожает, дорожает оборудование, строительные работы, значительная часть бюджета была добавлена из-за требований, которые предъявляются на соревнованиях такого ранга. Например, пришлось увеличить трассы искусственного оснежения, чтобы снег был однородным и скольжение одинаковым. Мы изменили конечные пункты подъемников: они должны подвозить прямо к старту. Поэтому сумма так выросла».
Пока «Интеррос» – единственный инвестор «Розы Хутора». Но в компании уверены, что в скором времени там соберется инвесторский пул. «Мы проводим политику открытых дверей и будем только рады совместному финансированию – ведь проект крупномасштабный и долгосрочный, – заверяет глава административного департамента «Интерроса». – Мы всегда открыты к сотрудничеству, это неотъемлемый элемент идеологии нашего бизнеса».
Воздушный поцелуй
Другая, более чем заметная фигура сочинской панорамы – председатель наблюдательного совета компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска, который в конце августа был включен в состав оргкомитета «Сочи-2014». Как уверяют источники «Ко», структуры Дерипаски – главный претендент на покупку местного аэровокзального комплекса и реконструкцию его международного терминала.
Олимпийская гонка заставила государство в срочном порядке решать вопрос с приватизацией аэропорта, и в самое ближайшее время он будет выставлен на торги. Интерес к воздушным воротам Сочи проявила одна из структур Дерипаски – «Русско-Азиатская инвестиционная компания» (РАИнКо), где «Ко» подтвердили намерение участвовать в торгах. Подразделение РАИнКо – управляющая компания «Аэропорты Юга» уже владеет аэрокомплексами в Анапе, Краснодаре, а также строит терминал в Геленджике. Первый российский холдинг, объединивший три аэропорта, совсем не прочь присоединить к ним четвертый.
Конкуренцию главе «Базэла» на торгах может составить разве что один из акционеров Внукова – «Авиационная нефтяная компания», не раз заявлявшая о своем интересе к этому активу. Но аналитики с трудом верят, что ей удастся перехватить столь лакомый кусок. Сочинский аэропорт входит в первую десятку крупнейших в России, эксперты уверены, что его эксплуатация потенциально может приносить неплохую прибыль. А ожидание олимпиады лишь повышает его привлекательность.
Но покупкой аэропорта планы Олега Дерипаски не ограничиваются. Даже по сегодняшним сочинским меркам проекты компании могут показаться слишком смелыми. Вдобавок к уже имеющемуся курортному активу – бутик-отелю Rodina стоимостью $45 млн – структуры Дерипаски намерены инвестировать в сооружение целого мини-города в Имеретинской долине на побережье. Речь идет о строительстве гостиниц всех уровней сервиса, торговых центров, выставочных комплексов, жилых домов, яхт-клуба, полей для гольфа, парка аттракционов и даже аквариума. Суммарный объем инвестиций может достичь $800 млн.
«Свои проекты мы намерены реализовать в любом случае – вне зависимости от того, будет здесь олимпиада или нет», – обещает представитель «Базэла» Юрий Тямушкин. На территории, где сейчас доживают последние дни сельхозпредприятия, помимо всего вышеперечисленного разместятся такие обязательные для игр объекты, как олимпийская деревня и международный пресс-центр. Включает участок «Базэла» и землю, отведенную под строительство конькобежного стадиона. «Но согласно решению правительства, все дворцы спорта должны быть профинансированы из федерального бюджета, – делится с «Ко» Юрий Тямушкин. – Так что инвестировать в этот объект мы не сможем».
По его словам, говорить о суммах, которые будут вложены в каждый объект, можно будет после утверждения бизнес-плана – то есть в конце сентября 2006 года. «Мы намерены построить как минимум два пятизвездных отеля, два отеля «четыре звезды», а также гостиницу уровня «три звезды» для спортсменов в олимпийской деревне, которую потом можно будет либо продать как апартаменты, либо усовершенствовать в классе, – набрасывает он план действий. – Помимо этого, будем строить VIP-коттеджи и жилье бизнес- и эконом-класса».
Начало строительства запланировано на конец 2007 года, а до этого проекты будут находиться на стадии доработки. Тем не менее компания обещает, что проигрыш Сочи в олимпийской гонке не слишком скорректирует планы. «Скорее всего, надо будет отказаться от конькобежного стадиона, но это незначительная территория, и на его месте можно будет построить торговый центр или выставочный комплекс», – утешает Тямушкин.
Спортсмены с большими животами
Не последнюю роль в сочинской кампании играют концерны с долей государственного участия. «Газпром», который строит в Красной Поляне горно-туристический центр с полутора десятками горнолыжных трасс и шестью канатными дорогами. Стоимость проекта эксперты оценивают как минимум в $300 млн без учета стоимости газопровода «Адлер – Красная Поляна», открытие которого состоялось два с половиной года назад. В него вложено, по разным оценкам, от $30 млн до $50 млн. Там же «Газпром» построил пятизвездную гостиницу «Рэдиссон САС Лазурная Пик Отель». Кроме того, компания проводит обновление системы газификации и отопления районов Большого Сочи.
Что касается РАО «ЕЭС», то ее вклад в сочинский проект составит порядка $500 млн. Городская энергетика с трудом справляется с сегодняшними нагрузками (отключения электричества в Сочи регулярны), а уж олимпийских нагрузок при нынешнем состоянии точно не выдержит. Поэтому на подмогу недавно построенной Сочинской ТЭС готовится Адлерская станция. Запланировано также возведение каскада ГЭС на реке Мзымта.
Крестин – отец олимпиады
Статусом одного из генеральных спонсоров «Сочи-2014» и официальным партнером Олимпийского комитета России (ОКР) удалось стать банку «Московский капитал», который не входит в топ-100 российских банков. Такой выбор ОКР председатель правления «Московского капитала» Виктор Крестин объясняет «традиционной спортивной направленностью спецпроектов банка».
«Мы всегда ориентировались на партнеров, имеющих прямое отношение к спорту, прежде всего, к ОКР», – рассказал он «Ко». Теперь статус официального партнера даст банку право использовать в своих рекламных кампаниях олимпийскую символику. Воспользоваться им «Московский капитал» намерен уже в ближайшее время. «Сочи-2014» – это дальние перспективы, – говорит Крестин. – А есть Пекин-2008, где мы будем спонсировать наших спортсменов в нескольких дисциплинах».
Первым шагом официального партнера и генерального спонсора на «сочинском направлении» стало предоставление ОКР бизнес-центра «Олимпийский» стоимостью $30 млн. Точнее, пока что Заявочному комитету отдан 15-й этаж отеля «Олимпия». «Отдан практически бесплатно, – уточняет председатель правления банка. – Это наш первый вклад в задачу повышения шансов города на проведение олимпиады».
Помимо этого, как рассказал Крестин, банк приобрел несколько участков земли и ждет разрешений на строительство отеля в Красной Поляне, общий объем инвестиций в который превысит $10 млн. «Названия ему еще не придумали, но, наверное, будет какой-нибудь «Олимпийский» или что-то в этом роде: статус партнера, опять же, нам это позволяет», – отмечает Крестин. Также «Московский капитал» собирается участвовать в строительстве марины в Имеретинской бухте.
Виктор Крестин не будет сильно расстроен, если город не получит олимпиады. «Ведь тогда значительно повысятся шансы Сочи получить игры в 2018-м году, – продолжает он. – Россия никогда не была хозяйкой зимней олимпиады, и поэтому с каждым разом наши шансы будут только расти. Мы участвуем лишь в проектах, уже имеющих бизнес-план и срок окупаемости которых рассчитан. И тот факт, что Сочи не получит олимпиаду, повлияет исключительно на сроки окупаемости объектов. Естественно, если город все же победит, на волне олимпийского бума окупаемость вырастет в разы».
Справедливости ради надо заметить, что «спортивная» репутация банка не всегда была безупречной. Так, в «пассиве» «Московского капитала» история с так и не построенным негосударственным образовательным учреждением «Физкультурно-спортивный клуб» (НОУ «ФСК») на востоке Москвы, в Новокосино. В 1997 году УВД ВАО Москвы возбудило уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) в связи с исчезновением полумиллиарда рублей, выделенных на строительство крупного спортивного комплекса. Именно в «Московском капитале» был тогда открыт расчетный счет. Расследование, в том числе в отношении нескольких сотрудников банка, длилось более трех лет и завершилось осуждением руководства НОУ «ФСК». «Один был осужден Измайловским районным судом за мошенничество, а второй находится в федеральном розыске», – уточняет Крестин, добавляя, что в отношении банка «не выносилось никаких, даже частных, определений».
Пионер – олигархам пример
Еще один соинвестор проекта «Красная Поляна» – группа компаний ЮМАКО, владеющая крупными участками земли в Большом Сочи. ЮМАКО – один из пионеров местного строительства, она развернула свою деятельность на курорте задолго до олимпийских событий. Работает компания на стыке гостиничного бизнеса и рынка жилья. Волею судьбы, оказавшись в центре олимпийской лихорадки, ЮМАКО чувствует себя как рыба в воде. По словам директора департамента недвижимости компании Павла Пейсахзона, теперь к их специалистам как к первопроходцам обращаются за советом даже крупные инвесторы.
«Явственно ощущаем на себе взгляды государственных и коммерческих структур, работающих в Красной Поляне, – не без гордости говорит он. – А частные инвесторы просят помощи при сделках с реализацией земельных участков, находящихся в зоне олимпийского движения и пользующихся сейчас огромным спросом». Расположение к компании, судя по всему, испытывают и во властных структурах Сочи – глава и основатель ЮМАКО Александр Удалов (к слову, коренной сочинец) в 2004 году даже занимал пост вице-мэра города.
«Сказать, что олимпиада подхлестнула интерес инвесторов к Сочи – это не сказать ничего. И инвесторы, и покупатели частного жилья, и перекупщики земли – все активизировались, – рассказывает Пейсахзон. – По моим расчетам, рынок вырос более чем на 30% и идет по своим ценовым показателям на опережение».
Саму компанию ЮМАКО олимпийский ажиотаж заставил поспешить со сдачей начатых до этого объектов, общая сумма вложений в которые вместе с другими соинвесторами составляет более полумиллиарда долларов. Первым крупным объектом в 2003-м году стал комплекс «Катерина-Альпик», в который фирма вложила более $26 млн. Закрытый поселок из 160 апартаментов с клубным домом, ресторанами и барами представляет смесь частного жилья и гостиничного сектора. Комплекс практически достроен и активно продается – к настоящему моменту реализовано почти 70% площадей.
Напротив «Катерины-Альпик» в поселке Эсто-Садок ЮМАКО начинает строительство другого комплекса – «Катерина Резиденс» стоимостью $33 – 40 млн. «Там будут построены шале и гостиничный комплекс бизнес-класса, звезды на три – четыре», – делится планами директор департамента недвижимости. По замыслу строителей, «Катерина Резиденс» будет расположена вдоль дороги, у начала подъемников, и включит также торгово-развлекательную зону с супермаркетами, спортивными магазинами и пунктами проката инвентаря, офисами турфирм, боулингом, сауной и ресторанами.
На северо-западных склонах хребта Аибга ЮМАКО с партнерами пестуют свой самый масштабный проект – горнолыжный комплекс «Карусель» в Красной Поляне с объемом инвестиций в $390 млн. «Первую очередь запустим уже зимой, – заверяет представитель компании. – А всего почти на двух тысячах гектаров будут построены лыжные трассы, гондольные и кресельные подъемники и пункты проката снаряжения. Инфраструктура включит порядка 30 мини-гостиниц и апартаментов».
Еще одна надежда ЮМАКО – «Сочи Гольф и Спа Ресорт» в поселке Галицыно, у слияния рек Кудепста и Псахо. Его стоимость оценивается в $195 млн (доля ЮМАКО – 25%). «Это будет гольф-клуб на 18 полей международного класса, – рассказывает Пейсахзон. – Пока он находится на стадии начального этапа строительства и предпроектных работ». Помимо гольфистов курорт сможет принять любителей выездки, конкура и поло – манежи расположатся рядом с теннисными кортами и стадионом для стрельбы из лука.
ЮМАКО не обошла своим вниманием и сам город – в 2002 году компания начала работать над проектами совершенствования и реконструкции гостиниц «Москва» и «Чайка» в центре Сочи. «Вместе с целым пулом инвесторов мы превращаем «Чайку» в бизнес-центр «Чайка-Плаза», инвестиции в который составят более $65 млн, – поясняет Павел Пейсахзон. – Это отличное место, лучшая площадка в городе, рядом с торговыми рядами. Нижние этажи здания будут отданы под торговлю, затем – офисные помещения, и верхние – апартаменты». Схожая судьба постигнет и «Москву», которая потребует вложений в $130 млн. На ее площадях, кроме офисов, разместится пятизвездный отель со SPA-центром.
Стройные колонны физкультурников
Сегодняшние темпы роста цен на жилье в Сочи сравнимы с московскими. С начала года недвижимость здесь подорожала на 30 – 50%, оставив позади северную столицу и все остальные крупные российские города. Аналитики прогнозируют, что цены на жилье во всех сегментах рынка продержатся как минимум до середины лета следующего года, когда МОК вынесет свой вердикт. О дальнейших перспективах вслух предпочитают не говорить, но подспудно средний бизнес и инвесторы уверены и в дальнейшем росте рынка. Отказ Сочи в проведении игр 2014 года не станет ни для кого концом олимпийской лихорадки, а лишь откроет новый этап – битву за 2018 год.
Помимо чисто олимпийских факторов роста цен, эксперты говорят о такой немаловажной причине, как политические дивиденды Сочи. Схема «официальные встречи плюс отдых» стала традиционной для пребывания президента в «Бочаровом Ручье», что раскручивает бренд Сочи как делового центра: экономические форумы, конгрессы, фестивали и выставки сменяют друг друга.
Развитию ипотечного кредитования способствует бурная экспансия московских банков: по ипотечным программам в городе (помимо официальных спонсоров «Сочи-2014» – «Московского капитала», Сбербанка и Внешторгбанка) работают Банк Москвы, Москомприватбанк, Юниаструм Банк, Конверс-банк и Импэксбанк. Их основными клиентами становятся москвичи и жители развитых регионов (в большинстве своем нефтяных), где у банков имеется сеть филиалов.
«Если говорить о тенденциях сочинского рынка в первом полугодии, то это резвый разгон после осенне-зимней стагнации, – свидетельствует директор департамента новостроек ИК «Мегаполис» (Сочи) Дмитрий Подгорнов. – Индекс ожидания превзошел самые оптимистичные прогнозы».
Еще до майских праздников, на которые приходится наибольший поток покупателей из Москвы и других регионов, спрос намного превысил предложение. Цены прошлого года по новостройкам (на уровне заливки фундамента) в $1000 за метр поднялись до $1500. А планка цен в элитном жилье, особенно с панорамой на море, выросла почти в 2 раза – с $2000 до $3500. Кроме того, год ознаменовался преодолением психологического порога недоверия покупателей к инвестиционным проектам на уровне котлована.
Доказательством бурного развития рынка служат и воспоминания девелоперов о первых шагах на сочинском рынке. Возведение первого элитного жилого объекта в Сочи датируется 2000-м годом. «Это 18-этажный комплекс «Соколиная горка» на 60 квартир, который по тем временам можно было причислить к «элитке», – вспоминает Дмитрий Подгорнов из ИК «Мегаполис». – Тогда к этому классу причисляли только по таким параметрам, как местонахождение и архитектурный облик дома. Сейчас требования соответствуют московским стандартам. А там – небольшая прилегающая территория, и в сравнении со строящимися сейчас домами клубного типа с ресторанами, спортзалами и бассейнами отнести его к «элите» можно с большой натяжкой».
В начале строительства цена за метр в первой новостройке курорта в среднем равнялась $1300. «Сейчас продажи там идут на уровне $3000 – 3500, что соответствует ценам жилья бизнес-класса», – говорит Дмитрий Подгорнов. Но «Соколиной горке» как первооткрывателю сочинской элитной недвижимости никогда и не снились цены самого дорогого на сегодняшний день проекта – «Александрийского маяка» в Центральном районе, где стоимость вторичной перепродажи доходит до $8250 за кв. м.
Тем не менее специалисты говорят о том, что строительный бум в Сочи может считаться таковым только в сравнении с темпами застройки еще пару лет назад. «Но если исходить из сегодняшнего потенциала города, то используется он далеко не полностью», – считает Подгорнов. Тормозом становится устаревшая инфраструктура города, а также отсутствие комплексной застройки домов эконом-класса.
«Инженерные коммуникации не выдерживают уже построенного жилья, и если инфраструктуре не будет уделяться внимание, город ждет исключительно точечная застройка, – прогнозирует Дмитрий Подгорнов. – Что, собственно, и происходит сейчас, пока еще есть свободные участки земли».
Специалисты уверены, что настоящий бум наступит, только когда начнется комплексная застройка микрорайонов эконом-класса, дающая возможность расселить центр города. Но при нынешних ценах на вторичном рынке такие мероприятия обходятся слишком дорого. «Заниматься столь рутинными делами сейчас, когда можно, что называется, снимать сливки и получать прибыль фактически из ничего, строя на пустых участках, никому не интересно», – констатирует Дмитрий Подгорнов.
СОЧИнение легенды
Творить образ Сочи на международной и внутренней арене призваны лучшие PR-силы – как российские, так и зарубежные. Гендиректор Заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко – один из ведущих экспертов в области рекламы и маркетинга, совладелец холдинга Media Arts. Чтобы донести до мировой общественности все прелести малоизвестной за рубежом всероссийской здравницы, нанято PR-агентство Weber Shandwick. В его послужном списке среди прочего – борьба за проведение олимпиады 2012 года в Париже, а также работа в Пекине.
Программа для иностранной аудитории стартует 1 октября и, как обещает Чернышенко, «продукт потрясет воображение».
Конечным этапом PR-прессинга на мировую общественность станет, как планируют организаторы, выступление президента Путина в июле в Гватемале. По словам Чернышенко, за день до объявления результатов каждому претенденту будет предоставлена возможность выступить с так называемой самопрезентацией. «Это эмоциональное дополнение к техническим, рациональным документам, представленным ранее, – рассказывает гендиректор Заявочного комитета. – В этот момент мы искренне рассчитываем на то, что президент, который поддерживает нас, приедет в Гватемалу. Надеемся, что он станет гарантом Сочи, и весь его международный авторитет пойдет на укрепление позиций нашей заявки».
Бюджет проекта «Сочи-2014» будет расти и дальше. Все крупные инвесторы не только не исключают, а именно готовятся к тому, что суммы их вложений будут увеличиваться. Приморский город с инфраструктурой, практически не совершенствовавшейся с советских времен, при желании может поглощать бюджеты, в разы превышающие заявленные. При этом складывается ощущение, что окупаемость вложений крупный бизнес тревожит не сильно. За пределами страны о курорте Сочи практически никому ничего не известно. И все претензии города на мировое значение основаны только на поддержании веры в олимпийскую сказку.
Город-сказка, город-мечта
История Сочи как всесоюзной здравницы началась с середины 1930-х годов, когда рядом постановлений советского правительства город был объявлен ударной стройкой. Под лозунгом «Дворцы рабочим!» дачи состоятельных москвичей и петербуржцев, построенные до революции и разграбленные в 1917-м, стали восстанавливать. Таким образом, возникли санатории «дворцового типа» с колоннами, фонтанами, террасами. Помимо этого, началось активное строительство дорог в самом городе и горных серпантинов. Всего за первые пятилетки в курорт было вложено более 8 млрд руб. – сумма по тем временам огромная. Размах и темпы строительства были невиданными: санатории вступали в строй один за другим. Кроме того, город получил водопровод, канализацию, электричество. План реконструкции Сочи и Мацесты разрабатывали лучшие специалисты страны по курортному строительству. Авторами проектов санаториев, предприятий, городских проспектов, улиц и площадей были виднейшие архитекторы: Жолтовский, Щусев, Щуко. Одной из первых крупных оздоровительных строек стал санаторий шахтеров им. Орджоникидзе, признанный памятником архитектуры федерального значения. Роскошный дворец в стиле сталинского неоклассицизма был открыт в 1937 году. Годом ранее на том же склоне горы Быхта распахнул двери крупнейший комплекс побережья – Центральный санаторий Министерства обороны с оригинальной конструкцией палат: оконные рамы легко поднимались и превращали их в открытые террасы. В те же годы построены санатории «Правда», «Золотой колос», «Родина» и санаторий им. Кирова. На территориях дач царской знати возникли корпуса здравниц «Красная Москва», «Донбасс» и санатория им. Фрунзе.
Еще по теме

