Top.Mail.Ru
архив

Жертва спекуляций

Джордж Сорос, один из самых известных спекулянтов современности, больше не хочет быть таковым. Бизнесмен, которому в этом году исполнится 70, закрывает свой знаменитый Quantum Fund. К этому решению миллиардера подтолкнули три крупные ошибки, которые он допустил за последнее время. Сорос просчитался в оценке перспектив Интернета, евро и российской экономики.

Как родной

Отставка Сороса - событие для российского рынка. Этот американский старик в последние четыре года по степени влияния на наши внутренние события был почти что олигархом. Только намного богаче.

О Соросе в Америке, как и об экс-олигархах в России, в последнее время отзываются скептически: уже не тот. Теперь, похоже, он и сам это признал. Бизнесмен, личное состояние которого Forbes прошлой осенью оценивал в $4 млрд, заявил о намерении реорганизовать - а фактически закрыть - Quantum Fund. В этом фонде была сосредоточена примерно половина всех активов, которыми управлял спекулянт: как его собственные средства, так и деньги пайщиков. Фонд Сорос создал в 1969 году, он был первым его инвестиционным предприятием. Именно благодаря операциям фонда его владелец приобрел скандальную репутацию. В частности, через Quantum американец проводил в 1992 году свою знаменитую игру против британской валюты, на которой заработал (а Великобритания потеряла) $1 млрд. Впрочем, потом Сорос говорил, что спекуляцию затеял его менеджер Стенли Дракенмиллер.

Теперь вместо Quantum у Сороса будет консервативный Quantum Endowment Fund (в дословном переводе - "фонд пожертвований") - этакая сберегательная книжка миллиардера, проценты по которой будут маленькими, но надежными. В этот фонд американец собирается "положить" миллиард, а деньги своих нынешних пайщиков вернет владельцам.

Из Quantum Endowment Fund Сорос обещает регулярно выделять деньги на благотворительные проекты. Ну да, одному ему на спокойную пенсию многовато будет.

На покой Джордж Сорос решился отправиться после целого ряда неудач, которые постигли его за последние полтора года.

Нюх потерял

Разговоры о том, что Сорос теряет финансовое чутье, пошли в деловых кругах Европы и Америки еще летом 1999 года. Тогда стало известно, что Quantum Fund всего за несколько месяцев "похудел" почти на миллиард долларов.

Около $700 млн ушло коту под хвост в попытке сыграть на понижение акций Интернет-компаний. В начале 1999 года Сорос распродал эти акции, предсказывая, что "мыльный пузырь скоро лопнет". С апреля 1999 года стоимость этих акций на фондовом рынке, напротив, росла бешеными темпами.

Еще $300 млн Сорос прошляпил, сделав в начале прошлого года ставку на рост курса новорожденного евро. С тех пор эта валюта неуклонно падает в цене.

Другие фонды Сороса потеряли на тех же просчетах за первую половину 1999 года еще $0,5 млрд. Таким образом, за каких-то шесть месяцев Сорос позорно профукал полтора миллиарда. Таких денег он никогда раньше не терял. За 30 предыдущих лет существования Quantum Fund его доходы ежегодно росли в среднем на 30%.

В прессе появились слухи о возможной отставке одного из ближайших соратников миллиардера - Гэри Глэдстейна. По другим слухам, этой отставки требовал Стенли Дракенмиллер.

Пайщики бросились выводить из фондов Сороса капиталы. К августу 1999 года Soros Fund уменьшился с $20 млрд до $13,7 млрд, а Quantum Fund - с $9 млрд до $6,7 млрд. Инвесторов не останавливало и то, что не везде в финансовой империи Сороса дела оказались так плохи. Например, входящий в нее европейский Quota Fund, управляющий активами на $2 миллиарда, сумел увеличить их стоимость на 20%.

Сорос выдержал этот удар. Он сумел не только остановить отток капиталов из своих фондов, но и привлечь новые инвестиции. Но в конце 1999 года снова дал маху. Он по-крупному вложился в акции Интернет-компаний, на этот раз не называя их мыльным пузырем. Сначала даже казалось, что Quantum Fund взял реванш: в начале 2000 года стоимость активов, находящихся под его управлением, выросла до $10,5 млрд.

Но рынок во второй раз сыграл с Соросом злую шутку. Если год назад, по словам одного из топ-менеджеров Quantum, руководство фонда "слишком рано посчитало, что "Интернет-пузырь" может вот-вот лопнуть", то теперь они просто-напросто пропустили обвал индекса NASDAQ. Только за две недели апреля Quantum Fund потерял $3 млрд. Стенли Дракенмиллер, управлявший фондом с 1989 года, заявил: "Я разгромлен. Мне следовало выводить активы с рынка в феврале, но для меня этот бизнес был как наркотик", - и в конце апреля подал в отставку.

Всего за первый квартал 2000 года Сорос потерял, по некоторым оценкам, $5 млрд, то есть в три с лишним раза больше, чем в "трагическом" 1999-м. Проиграл он в том числе и на продолжении падения курса евро. Сорос дважды наступил на одни и те же грабли, продолжая надеяться на потенциал новой валюты.

Теперь престарелый миллиардер решил, что с него хватит. Так можно и законной пенсии лишиться. "Для нас время больших сделок закончилось", - объявил Сорос, закрывая крупнейший из своих фондов. Кое-что у него, правда, еще осталось - пара миллиардов, принадлежащих пайщикам, на управлении Quota Fund и Argonaut Capital Management.

Предатель Березовского

Венгерский еврей

Джордж Сорос всегда был немного графоманом. Свою биографию он по сути написал сам, включив ее в вышедшую несколько лет назад книгу Soros on Soros.

Вероятно, что с деловой активностью миллиардер завязал и на территории России. И теперь Сорос вернется к тому, c чего здесь начинал, - к чистой благотворительности. Правда, к его филантропии в нашей стране всегда относились с подозрением.

Судя по автобиографии, финансовый спекулянт - живое воплощение "американской мечты". В конце сороковых, будучи подростком, он сбежал из родной Венгрии, в которой власть взяли коммунисты, в свободную демократическую Великобританию. Англичане приняли эмигранта, еще не зная, что он обойдется им в миллиард фунтов.

Впрочем, в этой стране у Сороса не сразу все получилось. Подростку пришлось узнать, почем фунт стерлинга. Его первые карьерные шаги оказались неудачными.

Сначала молодой Сорос пытался подрабатывать табачным торговым агентом. Но у него ничего не покупали. Да он и сам чувствовал, что это не для него - табаком торговать. Сорос пытался пристроиться куда-нибудь в чистенький офис лондонского Сити, но туда простых евреев с улицы не брали.

Наконец и у него нашелся покровитель. Директор инвестиционной компании Singer & Friedlander оказался венгром и принял Сороса на выполнение технической работы. Она показалась будущему финансисту довольно скучной, но зато он быстро успел задружиться со своим сослуживцем-американцем, сыном владельца брокерской фирмы в Нью-Йорке. Коллега рассказал Соросу, что его отец как раз ищет молодого и амбициозного работника на небольшую работу и он может замолвить за него словечко.

Так Гадкий Утенок попал на Wall Street, где быстро превратился в Прекрасного Лебедя мировых финансов. Впрочем, многие сравнивают Сороса с более хищными представителями фауны.

Он начал переводить деньги в советскую Россию еще в конце восьмидесятых. Первым делом Сорос организовал в Москве фонд "Культурная инициатива". При отборе проектов для финансирования соросовский фонд тесно сотрудничал с Советским фондом культуры, членом правления которого была супруга главы СССР Раиса Горбачева. Так с Соросом познакомились тогдашние кремлевские обитатели.

Еще в горбачевскую эпоху американец издал в России книгу "Советская система: путь к открытому обществу". В ней он довольно откровенно проповедовал преимущества индивидуализма и рыночной экономики.

В постсоветской России Сорос перешел к более активным действиям. Около $100 млн он потратил на гранты для талантливых представителей фундаментальных наук. Для многих ученых в отсутствие бюджетных средств деньги Сороса стали единственным серьезным источником существования. Правда, другие обвиняли филантропа в "воровстве" российских мозгов и даже в шпионаже. Действительно, ученые, трудившиеся на средства Сороса, должны были отчитываться перед фондом о проделанной работе.

Другими громкими акциями миллиардера в России были поддержка отечественных библиотек и внедрение Интернета в научно-исследовательские институты. Бизнес же на территории нашей страны Сороса не интересовал. В одном из интервью, опубликованном в 1996 году, он отвечал отрицательно на вопрос о возможности инвестиций в российский бизнес. Говорил, что такие вложения вызвали бы "этические противоречия" между его деловыми интересами и благотворительностью.

А еще через несколько месяцев Сорос забыл про эти обещания и вдруг принял участие в бизнес-приобретении. Да еще в каком!

Именно участие миллиардера помогло Владимиру Потанину стать владельцем 25% акций "Связьинвеста" на пресловутом аукционе в июле 1997 года. С этой сделки, напомним, началась "война олигархов и вице-премьеров": Березовский и Гусинский - с одной стороны, а Потанин, Чубайс и Немцов - с другой.

В этом поступке Сороса до сих пор многое непонятно. Вложил ли он в сделку реальные деньги? И как получилось, что он оказался "по одну сторону баррикад" с Анатолием Чубайсом, которого недолюбливал. В своей новой книге "Открытое общество: новый взгляд на кризис глобального капитализма" Сорос назвал Чубайса человеком, который "продал душу дьяволу".

Врагами же американца после истории со "Связьинвестом" стали Владимир Гусинский, о котором Сорос в книге Soros on Soros отзывался очень тепло, и Борис Березовский, с которым миллиардер тесно общался еще в 1996 году. Сорос даже утверждает, что именно он надоумил Березовского устроить на тогдашних президентских выборах "антизюгановский фронт" олигархов.

О своих встречах с Березовским Сорос подробно рассказал в той же книге "Открытое общество...": "Я старался обратить его из грабительского капитализма в нормальный. Он, в свою очередь, пытался использовать меня в борьбе за пост председателя "Газпрома"... В июне 1997 года он пригласил меня в Сочи, чтобы встретиться с Виктором Черномырдиным... После встречи Березовский отвез меня на своем частном самолете в Москву. По дороге он говорил, что и Чубайс, и Немцов поддерживают его кандидатуру. Я не поверил и спросил самого Немцова. Тот об этом в первый раз слышал. "Только через мой труп", - отреагировал он.

Потом я обедал с Березовским в его "клубе", отделанном (не знаю, намеренно или нет) под гангстерский притон, как его принято изображать в голливудских фильмах. Я был единственным приглашенным. Я не стал передавать ему слова Немцова, но сказал, что Немцов утверждал, будто ничего не знает о претензиях Березовского на кресло председателя "Газпрома". Березовский очень разозлился. Он не сказал этого прямо, но дал понять, что я его предал. Это был поворотный пункт в наших отношениях"...

В прошлом году Сорос назвал свои вложения в Россию одной из самых больших своих ошибок. Это при потерянных миллиардах на Интернете и евро. Если Сорос действительно не будет больше заниматься здесь бизнесом - для нас это не очень хорошая новость. Как-то не вяжутся оценки постаревшего, но все же легендарного финансиста с заклинаниями наших чиновников о грядущем инвестиционном буме.

2000 год войдет в историю как время "гибели финансовых богов". На покой уходят последние финансовые авантюристы-романтики.

Почетный строй молодых авантюристов, за головы которых глава нацбанка Великобритании не пожалел бы чистого золота, становится все реже и реже. Последнюю по времени финансовую авантюру, кажется, затеяла группа филиппинцев из банка CSFB в 1997 году. Феерическая операция с "ванильными опционами" закончилась побегом героев куда-то на Карибский архипелаг, где они до сих пор скрываются.

А где же старики финансовые разбойники, прославившиеся громкими спекуляциями?

Джулиан Робертсон, создатель знаменитого фонда Jaguar, хозяин "зоопарка" - группы фондов Tiger, живет теперь жизнью пенсионера-мультимиллионера (увы, не миллиардера, как он того заслужил) на своей вилле и не помышляет о стратегических операциях.

Владельцы группы Federal Mogul, чингисханы Нью-Йоркской фондовой биржи, на которых молились все выпускники финансовых колледжей 90-х, раздумывают, не прекратить ли им играть в финансовую рулетку, которая не подводила их уже 14 лет.

Карл Иканн, стервятник-профессионал, некогда разоривший не одну корпорацию, сражается за табачную Nabisco с "мальчиками" из французской Danone и английской Cadbury, и, похоже, безуспешно.

Уоррен Баффет больше не помышляет о крупных рисковых покупках, а зарабатывает на облигационных займах.

Наконец, Кеннет Дарт пытался в духе старых добрых времен шантажировать российский ЮКОС. Но даже россиянам не страшно.

Сменяется поколение. На смену драконам-инвесторам приходят "ботаники". Такие, как Крис Джент из Vodafone AirTouch и Кейджи Тошикава из NTT DoCoMo. Эти скромные CEO не ходят в море на бронированных яхтах, не тратят миллионы на драгоценности. Они добиваются своего другим путем. И обязательно добьются.

А когда эти скучные менеджеры построят свой скучный мир новой экономики - появятся новые авантюристы. Им будет что рушить.

Еще по теме