Top.Mail.Ru
архив

Жертвы непостоянства

По оценкам рекрутинговых агентств, спрос на лизинг сотрудников в прошлом году вырос на 50 – 70%. Пока спрос формируется в основном за счет иностранных фирм. Россияне только начинают осознавать преимущества и недостатки этой формы найма работников.

 

За работу по подбору временного персонала компании готовы платить рекрутерам в общей сложности в четыре раза больше, чем за поиск топ-менеджеров. Объем российского рынка услуг по подбору временных сотрудников оценивается в $80 млн (по поиску менеджеров верхнего звена – всего в $15 млн – $20 млн). Тем не менее отечественные компании, охотно подбирающие топ-менеджеров с помощью хэдхантеров, к появлению в своих офисах временных сотрудников относятся пока с подозрением. Впрочем, ситуация начинает меняться.

 

Бешеные темпы

 

По словам Анны Черных, руководителя отдела «Лизинг персонала» в рекрутинговом агентстве «Анкор», в первой половине этого года количество запросов на подбор временных сотрудников выросло на 67% по сравнению с тем же периодом 2002 года. Порядка 90% клиентов – иностранные компании. Самое большое количество запросов на административный персонал (46%) и на замещение различных позиций в финансовых отделах (24%). В то же время, по словам Черных, бешеными темпами растет спрос на временных сотрудников для производственных предприятий – в этом году агентство «Анкор» открыло отдельное направление, в рамках которого ведет проекты по набору временных сотрудников всех уровней для крупных предприятий.

Владимир Юдкин, глава представительства Manpower Inc. в России (агентство занимается поиском сотрудников верхнего и среднего звена), отмечает, что в прошлом году через компанию во всем мире трудоустроились на временной основе свыше 2,5 млн человек, в этом году их количество возрастет в несколько раз.

Рекрутеры объясняют резко возросшую популярность временного персонала в первую очередь экономическим ростом, а также постепенным выходом российского бизнеса из тени.

 

«Срочный вызов»

 

По данным рекрутингового агентства KellyServices, 81% американских компаний пользуются услугами временного персонала. Неудивительно, что и в России первыми потребителями такой услуги, как лизинг сотрудников, стали иностранцы. После кризиса 1998 года опыт иностранных компаний пришлось перенимать и некоторым российским. Одной из первых схем работы с временным персоналом было систематическое увольнение сотрудников до истечения испытательного срока и найм на их место новых.

Современная практика более цивилизованная. На сегодняшний день схема найма работников на час, день или две недели (трудовое законодательство определяет срок до пяти лет) такова: компания, нуждающаяся в услугах временного работника, заключает с рекрутинговым агентством контракт. Рекрутеры занимаются поиском кандидатов, с которыми в свою очередь заключают трудовые договоры от своего имени.

Агентства выделяют несколько самых распространенных причин найма временных сотрудников. Часть из них связана с вполне понятными сезонными факторами – зимними эпидемиями гриппа и летним периодом отпусков, остальные – со спецификой отдельных организаций. «Современные компании должны гибко реагировать на увеличение и снижение спроса, – рассуждает Владимир Юдкин. – У этой проблемы есть два аспекта: технический и социальный. Первый вопрос уже решен на ведущих предприятиях – производство автоматизировано, и его объем нетрудно регулировать. С людьми сложнее: только опытные руководители пока понимают, что совсем не обязательно держать в штате 10 000 человек, если постоянно тебе необходимы только 5000».

Часто производственные предприятия прибегают к использованию целых временных смен, чтобы справиться с внезапно возросшим производственным планом. Так в начале 2003 года агентство Manpower приступило к выполнению заказа производителя моющих средств в Тульской области – ОАО «Новомосковскбытхим». Для работы в цехах химического производства в течение нескольких лет заводу требуется около 400 человек. Подготовка к реализации этого заказа заняла у Manpower почти год.

Кроме того, существуют компании с ярко выраженной сезонностью бизнеса. Так, например, туристические фирмы в пик отпускного сезона, а также на новогодние и майские праздники набирают дополнительный персонал, иногда превосходящий по численности основной штат компании.

Еще одна распространенная причина «срочного вызова» сотрудников – специальные проекты (рекламные акции, выставки, нерегулярные социологические опросы и т.п.). В последней всероссийской переписи населения, к примеру, в качестве интервьюеров участвовали в основном студенты и пенсионеры.

По словам Анны Черных из «Анкора», не менее частым поводом для обращения к ним с просьбой найти временных сотрудников являются «авралы», такие как закрытие года в бухгалтерии или аудиторская проверка.

 

Чужие: «за» и «против»

 

Преимущества лизинга очевидны. Во-первых, временные сотрудники гарантируют компании быстрое решение сиюминутных проблем. «Во-вторых, оплачивая услуги фирмы по подбору персонала, заказчик избавляет себя от всех обязанностей и рисков, связанных с привлечением нового сотрудника на основании срочного договора, передает ей все кадровые процедуры, – поясняет Екатерина Горохова. – Единственная обязанность работодателя – это обеспечение условий работы и норм безопасности в соответствии с российским трудовым законодательством. Контроль за соблюдением данного обязательства берет на себя рекрутинговое агентство».

Кроме того, лизинг позволяет компании гибко реагировать на сезонные и любые другие колебания производства. После того как необходимость в дополнительных сотрудниках отпадет, работодателю не нужно их увольнять или выдумывать, чем их загрузить. В случае если временный сотрудник понравился компании, его могут взять в штат на постоянной основе. «Лизинговые схемы позволяют снизить риски, связанные с подбором персонала, путем привлечения уже проверенного в работе специалиста», – полагает Анастасия Варечкина, директор департамента консультирования BKG.

Недостатки лизинга, по мнению Варечкиной, в относительной дороговизне временных сотрудников, а также в том, что данная услуга пока не очень развита на российском рынке, и поэтому круг специалистов, которых можно привлекать на этих условиях, довольно узок.

Позиция руководителей в отношении временной рабочей силы далеко не однозначна. Так, в российских магазинах ИКЕА ежедневно работают до 70 временных сотрудников. В основном это обслуживающий персонал, а также участники всевозможных акций (например, продавцы новогодних елок). А, например, в ТД «Копейка», по словам Александра Карпова, директора управления кадровой политики и корпоративных отношений компании, временного персонала нет вообще. В компании «Комус» число работающих на временной основе, по словам директора по персоналу Андрея Назарова, незначительно.

«Преимущества лизинга в том, что организации, используя временную рабочую силу, экономят на социальных отчислениях государству и на социальных обязательствах перед такими работниками», – считает Андрей Назаров. Но, по его мнению, недостатков в лизинге гораздо больше. «Во-первых, привлечение временного персонала идет активно в сферах, где востребован малооплачиваемый и низкоквалифицированный труд (например, в строительстве). На нашем рынке использование временной рабочей силы невыгодно. Нам требуются квалифицированные работники, усиливающие конкурентоспособность компании, умеющие грамотно строить работу с клиентами, готовые к профессиональному росту. Поскольку сегодня успешный торговый бизнес – это кропотливая работа в течение многих лет, временный персонал здесь не может помочь. Второй важнейший недостаток лизинга сотрудников – невысокая мотивация временных работников. Они не живут проблемами компании, не воспринимают корпоративные традиции, «выпадают» из коллектива, который, в свою очередь, относится к ним как к временщикам», – считает Назаров. По его словам, в «Комусе» намерены сокращать число временных работников.

Осторожная позиция отечественных компаний в вопросе лизинга сотрудников во многом объясняется их отношениями с налоговой полицией. «Мелкому и среднему бизнесу приходится скрываться от высоких налогов, и нанимать временный персонал небольшие компании просто не могут» – отмечает Екатерина Горохова.

Еще по теме