Top.Mail.Ru
архив

Зияющая высота

Информационное развитие главной новости 9 марта - падения чартерного Як-40 - с первых же часов приняло какой-то подозрительный оттенок. Спецслужбы не допускали к обломкам самолета ни журналистов, ни частную службу спасения. Официальные заявления некоторых близких к погибшим людей отличались от их же комментариев "не для печати". Уже к ночи с 9-го на 10-е, когда сдавался этот материал, многое указывало на то, что смерть девяти участников рейса Москва - Киев была насильственной.

Семнадцать мгновений весны

Самолет Як-40 вологодской авиакомпании "АэроТэкс" перед вылетом из Шереметьева-1 в Киев, как обычно, проверяли сотрудники страховой фирмы АФЕС. Никаких неисправностей борта они не обнаружили и дали добро на вылет. Пять членов экипажа и четыре пассажира прошли на борт в начале девятого утра через терминал компании "ЛУКойл Авиа", которым предпочитают пользоваться отечественные VIP-пассажиры. Спутниками Зии Бажаева были два его охранника - Николай Тектов и Андрей Хичкарь (для главы "Группы Альянс" такое сопровождение - обычная практика) и глава холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик.

Вместо запланированных 8.30 самолет включил двигатели в 8.40 - причина задержки к моменту сдачи этого номера не была

выяснена. В 8.43 Як-40 начал взлет. Через 17 секунд после того, как он оторвался от земли, находящиеся в районе летного поля сотрудники аэропорта услышали "щелчок". В следующий миг самолет стал стремительно падать. Первым земли коснулось левое крыло...

Обломки самолета разлетелись на сотни метров. Более или менее целой осталась только хвостовая часть с тремя двигателями. Спасателям пришлось потрудиться, чтобы извлечь из-под обломков жертвы...

Анонимные сотрудники спецслужб заявили телекомпании НТВ, что причиной аварии мог стать технический сбой - такой, как внезапное прекращение подачи топлива в двигатели. Звучит это примерно так же, как традиционная констатация причин чьей-либо смерти медиками: сердце отказало, перестало качать кровь. Все в таких случаях понятно, кроме одного: почему сердце вдруг отказало?

Совершенно секретно

Многое указывает на то, что крушение самолета Як-40 было кем-то организовано. Аргументы вы уже наверняка слышали по телевидению, и мы не будем их повторять. Если эта катастрофа была заказным убийством, то кого, собственно, заказывали?

В большинстве репортажей о трагедии на первом плане фигурировал Артем Боровик. Оно и понятно: смерть коллеги впечатляет журналистов сильнее, да и информацию о погибшем товарище по цеху собрать проще, чем о нефтяном бизнесмене. К тому же издательский дом "Совершенно секретно" делал свой тираж на расследованиях и разоблачениях, а значит, по определению имел множество влиятельных недоброжелателей.

Одной из первых родилась версия о том, что Артем Боровик летел в Киев за компроматом на кого-то из российских магнатов, бьющихся за контроль над Николаевским глиноземным комбинатом: не то на Олега Дерипаску из "Сибирского алюминия", не то на Березовского и Абрамовича. На самом деле (откроем маленький профессиональный секрет) у главных редакторов, а тем более издателей отправляться самим в творческие командировки как-то не принято - для этого существуют репортеры. Больше похожи на правду объяснения Рустама Арифджанова, главного редактора принадлежащей холдингу газеты "Версия". Он утверждает, что Боровик летел на Украину вести вполне безобидные переговоры о выпуске газеты "Версия" в этой стране.

Версия о том, что Боровику отомстил кто-то из персон, ранее обиженных одной из его газет, тоже не выдерживает критики. Как-то странно и непрактично "за компанию" с ненавистным издателем убивать другого, более влиятельного бизнесмена. Но ведь недоброжелателям Зии Бажаева тоже необязательно было убивать заодно с ним известного издателя. Тут-то и наступает время выложить важную подробность происшедшего: по некоторым данным, Артем Боровик не должен был лететь в Киев этим рейсом. Зия Бажаев пригласил его в поездку буквально за несколько часов до взлета.

Эта версия появилась на ТВ утром 9 марта и через несколько часов была официально опровергнута. Но наши источники утверждают, что дело обстояло именно так. Люди, готовившие убийство главы "Группы Альянс" (если верить тому, что это убийство), знали о его обыкновении летать в сопровождении двух охранников, но не успели получить информацию о появлении на борту четвертого пассажира.

Боровик улетал из Москвы, не предупредив об этом ни родных, ни сослуживцев. Эта внезапность его и сгубила.

Создатель альянсов

Если у руководителя "Группы Альянс" недоброжелателей было и меньше, чем у Боровика, то ненамного. Зия Бажаев в российском бизнесе был в некотором смысле "чужим среди своих". Чеченец из Ачхой-Мартана, он, насколько нам известно, последние несколько лет старательно дистанцировался от бизнесменов-земляков с сомнительной репутацией. Когда ФСБ официально заявляет о том, что чеченские боевики просили у Бажаева денег и получили отказ, - это похоже на правду. Действительно, могли просить. И действительно, не верится, что Бажаев стал бы на такие просьбы отзываться.

По другой версии, отношения у Бажаева могли испортиться как раз с чеченцами-"федералами". Якобы глава "Группы Альянс" претендовал на пост главы промосковского правительства в Чечне и его могли убрать метящие на тот же пост конкуренты. Поверить в это трудно, учитывая подчеркнутую аполитичность Бажаева в последние несколько лет.

Наконец, есть версия нефтяная. На Украину Зия Бажаев летел договариваться о поставках казахстанской нефти на Херсонский НПЗ. То есть вставлять палки в колеса претендующим на сотрудничество с НПЗ российским нефтяным компаниям. Эта версия слишком очевидна, чтобы считать ее основной.

Против любых версий заказной катастрофы играет количество ее жертв. Злоумышленникам, если они есть, пришлось вместе с Бажаевым и его охранниками отправить на тот свет пятерых членов экипажа. Такие убийства абсолютно противоречат "понятиям" российских преступников.

К тому же существует стереотип, что заказные убийства у нас совершаются в подъездах. Он, правда, уже давно не соответствует действительности.

На самом деле бизнесменов у нас убивают самыми разнообразными, порой весьма экзотическими способами. Банкира Ивана Кивелиди в 1995 году отравили, нанеся какой-то таинственный яд на поверхность телефонной трубки. Феликса Львова, главу трейдерской компании AIOC, в 1996 году преступники выкрали в аэропорту (правда, в Шереметьеве-2) при посадке на международный рейс, после чего труп бизнесмена нашли на одном из подмосковных шоссе. Вадима Бирюкова, коммерческого директора издательства "Деловые люди", отравили выхлопными газами в его же гараже.

Отечественными криминальными кругами уже освоены и убийства, похожие на несчастные случаи. Можно вспомнить прошлогоднюю таинственную смерть экс-главы Национального фонда спорта Бориса Федорова. Со спортивным мужчиной, которому не было и 40, вдруг случился смертельный инфаркт. А руководитель Омского НПЗ Иван Лицкевич в 1996 году вдруг утонул в реке, причем вместе с охранником.

Некоторый свет на истинные причины смерти девяти участников чартерного рейса Москва - Киев может пролить расшифровка данных "черного ящика". Впрочем, уже известно, что эти данные не будут полными. Як-40 - единственный российский самолет, "черный ящик" которого не оснащен устройством для записи переговоров экипажа.

Еще по теме