Top.Mail.Ru

Производителю «Нарзана» нашли нового покупателя

14.12.202108:39
Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press

Один из крупнейших независимых игроков — компания «Нарзан» — может перейти под контроль структур владельца бренда «Ессентуки» «Холдинг Аква», среди собственников которого АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Такая сделка позволила бы покупателю собрать две из трех ключевых марок на рынке. 

О том, что «Нарзан» может перейти под контроль структур, связанных с «Холдинг Аква», сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источники на рынке. В самом «Нарзане» эту информацию назвали «рыночными слухами». Там добавили, что продолжают работать в штатном режиме. 

О подготовке к сделке может свидетельствовать смена руководства в компании. В начале декабря гендиректором стал Илья Якунин. На этом посту он сменил Алексея Зобкова, руководившего АО «Нарзан» с апреля 2014 года. Собеседники издания назвали Якунина возможным представителем компании «Холдинг Аква» или ее владельцев. Так, в профиле топ-менеджера в Linkedin указано, что он работал советником гендиректора «Холдинг Аква», занимался структурированием сделок M&A и вел переговоры с владельцами активов.

Согласно отчетности «Нарзана», компания теряла долю рынка в последние годы. Если в 2018-м она выпустила 39,79 миллиона бутылок воды под этим брендом, то в 2020 году — 30,81 миллиона. Выручка компании в 2020 году составила 816,61 миллиона рублей, чистая прибыль — 36,12 миллиона.

«Нарзан» находится в числе трех наиболее знаковых брендов на российском рынке минеральной воды наряду с «Ессентуками» и Borjomi, отметил один из основателей Famous Amazing Brands (бренды Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков. Эксперт считает, что показатели компании могли снизиться на фоне ужесточения конкуренции и нехватки средств для продвижения бренда. 

Вместе с тем категория минеральных вод — одна из самых устойчивых на рынке. По прогнозам IDS Borjomi, рынок бутилированной воды в России до 2025 года продолжит расти на 5% ежегодно. Согласно оценке Euromonitor International, «Нарзан» занимает около 1% рынка с оборотом 107,13 миллиарда рублей в 2021 году.

Источники «Коммерсанта» в инвестиционных кругах считают, что активы на этом рынке могут стоить до двух годовых выручек. Однако в случае с «Нарзаном» цена могла быть и ниже. Собеседники издания в отрасли полагают, что продажа могла быть вынужденной на фоне усиливающейся консолидации кавказских минеральных вод. В ноябре 2021 года стало известно, что структуры АФК «Система» оказались кредиторами производителя «Архыза». Так, «Система телеком активы» предоставила ему 291 миллион рублей займа до конца 2023 года. Этот бренд также может пополнить портфель «Холдинг Аква». 

Структуре АФК «Система» принадлежит 33,3% компании «Аква инвест», владеющей 75% «Холдинг Аква». Последняя занимается добычей и разливом брендов «Ессентуки» № 4 и № 17, «Нагутская» и «Славяновская». Еще 25% «Холдинг Аква» принадлежат государственной КМКР. Партнерами «Системы» по «Аква инвесту» являются Михаил Якобашвили, сын бывшего владельца «Вимм-Билль-Данна» Давида Якобашвили, а также Никита Шашкин, которого считают зятем бывшего полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина.

На конец 2020 года 100% «Нарзана» принадлежало Владимиру Бородавкину. Ранее он был владельцем и президентом ГК «Биаксплен», одного из крупнейших в России производителей полипропиленовой пленки. 

В 2018–2019 годах КМКР как пользователь Кисловодского месторождения и владелец прав на наименование места происхождения товара «Нарзан» пытался запретить АО «Нарзан» использовать бренд. Однако арбитражные суды нескольких инстанций в удовлетворении требований отказали.