Top.Mail.Ru
архив

Аналоговые телефоны свою песню спели

Доля аналоговых устройств на рынке беспроводных телефонов для фиксированной связи быстро сокращается. Устаревшие аналоговые телефоны вытесняет цифровой стандарт DECT. Главными игроками на европейском рынке этих аппаратов являются немецкий концерн Siemens и голландская корпорация Philips. Две компании прекратили производство аналоговых аппаратов, полностью перейдя на новый цифровой стандарт DECT. Оставшаяся верной аналоговым телефонам Matsushita неминуемо потеряет позиции, которые она пока еще сохраняет на развивающихся рынках.

 

Век аналоговых беспроводных телефонов клонится к закату: их последовательно вытесняют с рынка цифровые аппараты. По данным Siemens, если в 1999 году доля аналоговых телефонов на рынке беспроводных устройств составляла 44%, то в 2001 году она уменьшилась до 30%. Самым популярным цифровым стандартом является DECT (см. справку). Сегодня доля DECT-телефонов составляет 53% в секторе беспроводных телефонов в Европе, а в Германии эта цифра уже превысила 80%.

При этом производители отмечают, что бум розничных продаж беспроводных телефонов в Европе постепенно затихает. На это влияют, во-первых, общее замедление развития западной экономики, и, во-вторых, проникновение в быт пользователей мобильной телефонии.

В 1999 году продажи беспроводных телефонов в Европе выросли на 23% (всего было продано 25 млн аппаратов), в 2000 году прирост составил 9%, а в 2001 году – 8%. По прогнозам, в 2001 году беспроводных телефонов будет продано не более 30 млн штук.

 

Телефон для Европы

Одним из крупнейших игроков на рынке беспроводных телефонов является немецкий концерн Siemens. В 1999 году компания занимала третье место в мире по продажам беспроводных телефонов (после Matsushita и Sony). В 2001 году Siemens поднялась в табели о рангах ступенькой выше, став первой в Европе и второй в мире.

Лидером же на мировом рынке беспроводных телефонов сегодня является зарегистрированная в Гонконге корпорация VTech Communications. Ее хорошие результаты в значительной степени объясняются успехом на рынке США – самом крупном из национальных рынков.

Руководитель отдела розничных продаж беспроводных продуктов Siemens Норберт Майер признает, что укрепление позиций в США – непростая задача для его компании. «Лучше всего у нас обстоят дела в Европе, здесь мы имеем сильные позиции. Одно из приоритетных направлений для нас – развитие рынка в России. Есть еще один крупный рынок – китайский, но он сложен для работы. Дело в том, что в Китае крайне слаба телекоммуникационная инфраструктура: в самой населенной стране мира очень мало фиксированных телефонных линий. Китайцы пошли по другому пути – они активно развивают у себя мобильную связь».

Темпы роста рынка снижаются, и это заставляет производителей искать новые пути. Руководители телекоммуникационного отделения Siemens в этой ситуации делают ставку на создание принципиально новых продуктов. По мнению Майера, большое будущее у гибридных устройств, совмещающих некоторые функции компьютера и мобильного телефона. В частности, инженеры Siemens уже разработали устройство, которое получило название webpad – «блокнот для Сети». Устройство, похожее на небольшую пластину с жидкокристаллическим экраном, обеспечивает беспроводной доступ в Интернет и позволяет пользователю выполнять простые задачи: рассылать электронную почту, просматривать Интернет-страницы и т.д.

Робот в синем воротничке

Но пока «мобильные блокноты» – дело будущего. Приоритетом для Siemens остается наращивание доли на рынках цифровых беспроводных телефонов. Для завоевания европейских рынков Siemens использует комбинированную стратегию. «У нашей продукции есть два главных канала сбыта, – говорит Майер. – Во-первых, это продажи компаниям – операторам телефонной связи таким, как DeutscheTelekom или BritishTelecom. На них приходится примерно 40% всей реализуемой продукции. Другой канал – это розничные продажи непосредственно потребителям (они и составляют остальные 60%). Телекоммуникационными компаниями и розницей занимаются разные отделы нашего концерна, потому что это две принципиально разные области, у каждой из которых своя специфика».

Siemens производит телефоны на нескольких заводах, но лишь один из них расположен в Европе – в немецком городке Бохольт. Остальные заводы работают в странах Юго-Восточной Азии, где рабочая сила значительно дешевле. Для сокращения издержек на своем европейском заводе Siemens максимально автоматизировал производство. Доля ручного труда на фабрике в Бохольте очень мала – практически все операции по сборке телефонов выполняют промышленные роботы. Одна из немногочисленных операций, по-прежнему выполняемых вручную, – упаковка телефонов в коробки. Но заклеиваются укомплектованные коробки тоже автоматически. «На фабрике в Бохольте заработная плата составляет только 5% от всех расходов. Все остальное – это затраты на оборудование, материалы и т.д. При этом у нас среди персонала примерно равное количество белых и синих воротничков. На наших азиатских фабриках другие условия, там уровень автоматизации ниже», – говорит Майер.

Создавая производство, немецкий концерн делал ставку на его гибкость и способность быстро реагировать на колебания спроса. Примерно в 50 км от Бохольта у Siemens есть другая фабрика, на которой производятся только мобильные телефоны. Когда спрос на «мобильники» возрастает, и фабрика перестает справляться с потоком заказов, часть работ переносится на завод в Бохольте. Для борьбы же со снижением спроса применяется иная тактика: часть сотрудников работают на основе «рекрутерских» контрактов. В этих контрактах оговаривается право работодателя «призывать» работника на службу, когда спрос высок и объем заказов велик, – и отправлять его в отпуск, когда спрос снижается.

 

Трое в лодке

Главным конкурентом Siemens на европейском рынке является голландский концерн Philips. При этом доля Philips скромнее, чем у немецкого конкурента (см. график). Чтобы наверстать упущенное, Philips наделяет свои аппараты различными сложными функциями. По утверждению инженеров Philips, именно их компания первой предложила беспроводные телефоны со встроенным автоответчиком и с голосовым набором номера.

В России ситуация несколько иная – самой продаваемой маркой наряду с Siemens является Panasonic (принадлежит японской компании Matsushita). Японцы не торопятся отказываться от простых аналоговых устройств, поэтому цена их аппаратов существенно ниже. Та же Siemens, напротив, продает на российском рынке только цифровые радиотелефоны. Но Matsushita отстает в своих цифровых разработках, и конкуренты японцев считают, что первое место по продажам должно окончательно перейти к Siemens – при прочих равных условиях потребитель предпочитает более совершенную цифровую технику.

Точных данных относительно объемов продаж – и соответственно о том, какая из двух компаний занимает сегодня первое место на российском рынке – практически нет. Объясняется это просто: значительная часть продукции обеих компаний реализуется через радиорынки, минуя официальные каналы. Последнее обстоятельство – так называемый серый импорт серьезно портит показатели российских отделений компаний-производителей. В частности, официальные продажи новой линейки телефонов Siemens Gigaset 4000 должны начаться не ранее конца ноября. В то же время на московских радиорынках эта линейка телефонов продается уже около месяца.

Третий из крупных игроков – Philips с выходом на российский рынок запаздывает. «Наша компания начала продажи телефонов стандарта DECT в России только летом нынешнего года, и до настоящего момента мы предлагали только одну модель, – говорит менеджер по продуктам DECT российского отделения Philips Сергей Ли. – Но мы собираемся расширить наш ассортимент. В декабре этого года будет представлена новая модельная линейка – Kala 200. Наша компания планирует наращивать свое присутствие на этом рынке и впредь».

Специалисты тоже считают, что главными претендентами на победу в борьбе за российского потребителя останутся три марки – Siemens, Philips и Panasonic, – а доли других производителей будут крайне невелики.  

 

СПРАВКА

Без проводов

DECT – стандарт цифрового радиодоступа, предложенный 1992 году Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). В 90-е годы DECT быстро завоевал популярность. К преимуществам DECT относят эффективное использование полосы радиочастот, высокую защищенность от несанкционированного доступа, низкий уровень излучения трубки. DECT поддерживает речевую и факсимильную связь, передачу данных, а также новые телекоммуникационные функции (конвергенция фиксированных и мобильных сетей, интеграция речевой связи и передачи данных, мультимедийные услуги, а также одновременный сервис от нескольких операторов).

Еще по теме