Top.Mail.Ru
архив

Арктический альянс

ВР нашла простой путь к запасам российского шельфа арктических морей. Пока другие «иностранцы» пытаются оспорить право России на месторождения в Северном Ледовитом океане, английский консорциум заявил о создании стратегического партнерства с «Роснефтью».

Роснефть, BP. Президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов и глава ВР Роберт Дадли договорились о стратегическом партнерстве.

В пятницу поздно вечером (14 января), когда уже закрылись торги на всех ведущих мировых биржах, объявили о создании стратегического партнерства ВР и «Роснефти». Сделка была одобрена на самом высоком уровне: «Хочу проинформировать вас о том, что правительство Российской Федерации эту совместную работу поддержит. Это работа, которая действительно может приобрести очень масштабный характер и оказать заметное влияние на всю мировую нефтегазовую отрасль», – заявил премьер Владимир Путин, комментируя заключение соглашения между компаниями. Напомним, что на первом этапе намечен обмен акциями между «Роснефтью» и ВР. «Роснефть» получит 5% акций ВР и, по словам ее гендиректора Роберта Дадли, станет крупнейшим акционером британской компании. ВР, в свою очередь, получит 9,53% «Роснефти» и станет вторым, после государства, ее акционером с долей 10,8% (1,25% у ВР уже есть). «Сделка требует одобрения регуляторов и бирж и, как ожидается, будет завершена в течение нескольких недель», – пояснили «Ко» в лондонском офисе ВР. Цена сделки – 7,8 млрд долларов. Примерно на такую сумму ВР проведет доп­эмиссию акций в пользу российской компании. Что касается «Роснефти», то ей не потребуется дополнительная эмиссия: 9,42% ее акций находятся на балансе «внучки» – «РН-Развитие». Недостающие бумаги, скорее всего, будут выкуплены на открытом рынке. Сравнительный анализ долей акций ВР и «Роснефти», подлежащих обмену, приведен в таблице.

«Сделка между «Роснефтью» и BP выгоднее для российской компании, чем для такого крупного игрока, как BP. Во-первых, «Роснефть» будет расплачиваться пакетом казначейских акций, который находится на балансе компании с момента приобретения активов ЮКОСа... Во-вторых, официальное владение 5% акций одного из лидеров рынка с передовыми технологиями в области нефтегазодобычи является огромным преимуществом в области обмена технологиями», – отмечает аналитик инвестиционной компании «Анкоринвест» Андрей Захаров. С этой точкой зрения не согласна аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова: «ВР получит гораздо большую выгоду от партнерства с «Роснефтью», таким способом ВР обезопасила себя от поглощения крупнейшими нефтяными компаниями мира». Действительно, из-за аварии в Мексиканском заливе и покрытия убытков ВР вынуждена была распродавать активы, ее ресурсная база значительно сократилась. «В частности, ВР начала сворачивать свой бизнес в США: продает долю в месторождении Prudhoe Bay», – отмечает ведущий аналитик компании «РИК-Финанс» Роман Ткачук. ВР остро нуждается в пополнении ресурсной базы, подтверждает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Александр Шток. «Роснефть» могла воспользоваться сложившимися условиями и сделать ВР предложение об обмене, предложив участие сразу в нескольких новых проектах на шельфе арктических морей (см. врез).

 

На подготовленную почву

Идея обмена акциями принадлежала вице-премьеру, председателю совета директоров «Роснефти» Игорю Сечину, признался в интервью WSJ глава ВР Роберт Дадли. Впервые он услышал об этой инициативе российских властей прошлой осенью в Москве. Однако скандально известный сайт WikiLeaks утверждает, что руководство российского подразделения британского нефтегазового концерна BP еще два года назад было ориентировано на сделку с «Роснефтью». Причем одной из основных причин начала сотрудничества тогда являлись проблемы, которые возникли во взаимоотношениях ВР с российскими акционерами ТНК-ВР. Напомним, что в 2008 году консорциум AAR поставил вопрос о продлении контракта тогда еще главы российского представительства ВР Роберта Дадли, ну а отечественные власти не продлили его рабочую визу. В итоге господин Дадли был вынужден покинуть Россию, и как утверждает WikiLeaks, топ-менеджеры британской компании ожидали, что активы холдинга ТНК-ВР перейдут к государственным компаниям – нефтяные к «Роснефти», а газовые к «Газпрому». Именно тогда и появилась идея создать еще один союз, на этот раз с государственной компанией, чтобы застраховать себя от потери активов в России. Позже у BP появился и другой мотив для альянса с «Роснефтью». Как следует из депеши Госдепа США, датированной сентябрем 2009 года, руководство британской компании опасалось недовольства Кремля из-за роста ее доходов от работы в России. Приводились конкретные цифры: вложив изначально 8 млрд долларов, BP заработала уже 12 млрд.

Показательны в данном случае кадровые перестановки в «Роснефти», которые произошли аккурат накануне того, как Игорь Сечин озвучил предложение относительно обмена акций между «Роснефтью» и ВР. Начнем с того, что в начале сентября прошлого года в отставку был отправлен Сергей Богданчиков, который бессменно руководил госкомпанией на протяжении почти 12 лет. «Не секрет, что отставку Сергея Богданчикова связывают с усилиями Игоря Сечина. В свою очередь, реализацию партнерства «Роснефти» и BP также связывают с именем Игоря Ивановича. – отмечает замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов. – Сложно говорить, было ли смещение Сергея Богданчикова связано непосредственно с предстоящей реализацией партнерства нефтяных компаний, но выглядят эти события как звенья одной цепи». «Отставка Богданчикова предстала в ином свете, как только стали явными мировые амбиции «Роснефти». Вероятно, отставка и явилась результатом новых решений правительства по поводу «Роснефти», – соглашается Анастасия Соснова.

 

Партнеры все поймут и простят

Сделка между ВР и «Роснефтью», безусловно, выгодна обеим компаниям. Правда, ее последствия могут создать определенные риски для сторон. В первую очередь речь идет о сотрудничестве ВР с группой AAR в рамках компании ТНК-ВР. «Ранее все проекты в России BP вела через свою дочку ТНК-BP (BP и AAR владеют ею на паритетных началах) и имеет с ней соглашение о совместном участии во всех проектах в России», – напоминает ведущий аналитик компании «РИК-Финанс» Роман Ткачук. В ТНК-ВР «Ко» посоветовали обратиться за комментариями непосредственно к консорциуму AAR, но запрос к российским акционерам ТНК-ВР остался без ответа. «Учитывая, что данная сделка затрагивает интересы государственной «Роснефти», можно предположить, что российские акционеры ТНК не будут препятствовать совместной деятельности ВР и «Роснефти», – считает Александр Шток.

Если с российскими властями все понятно: альянсу обещана всесторонняя помощь (в том числе налоговые льготы) в реализации проектов ВР и «Роснефти», то реакция иностранных политиков не так однозначна. Некоторые эксперты в Вашингтоне подвергли критике сделку по обмену акциями между BP и «Роснефтью». Американские политики ссылаются на возможные ее последствия для национальной безопасности США: ведь британская компания была в 2009 году крупнейшим поставщиком топлива Пентагону. Конгрессмен-демократ Эдвард Марки, являющийся членом комитета Палаты представителей по природным ресурсам, призвал комитет по иностранным инвестициям США проанализировать объявленное соглашение. «BP недавно еще означало British Petroleum. В результате сделки она становится Bolshoi Petroleum», – сказал он. Лидер парламентской оппозиции Великобритании Эд Милибэнд выразил обеспокоенность по экологическим соображениям. Это дает основания предполагать, что последствия аварии в Мексиканском заливе будут рассматриваться властями США с особой тщательностью. Не исключено предъявление ВР новых финансовых претензий. В таком случае неизбежно падение котировок акций, которые в ходе обмена получит «Роснефть». «Основные риски для «Роснефти» в связи с возможными дополнительными претензиями к BP – замедление роста инвестиций в BP или уменьшение дивидендов британской компании. Какие-либо взыскания к «Роснефти» в связи с аварией в Мексиканском заливе наложены быть не могут. В крайнем случае, если претензии к BP будут слишком большими, британская компания может продать акции «Роснефти», но до этого, скорее всего, не дойдет», – считает аналитик UBS Константин Черепанов.


BP и «Роснефть» создадут совместное предприятие, которое займется геологоразведкой и освоением трех лицензионных участков – Восточно-Приновоземельское-1, -2, -3 с суммарными ресурсами в 49,7 млн тонн нефти, 1,8 трлн кубометров газа и 49 млн тонн конденсата.

 

Тень «Байкалфинансгруп»

Наиболее обсуждаемы сейчас в СМИ репутационные риски британской компании как последствия сделки между ВР и «Роснефтью». «Риски, связанные с делом ЮКОСа, менее существенны, чем возможный штраф ВР по катастрофе в Мексиканском заливе. В случае возникновения финансовых проблем у компании, думаю, государство не останется в стороне», – полагает Наталья Лесина, аналитик группы «АЛОР». «Что касается судебных разбирательств по делу ЮКОСа, то «Роснефть» исправно выполняет решения международных судов. Поэтому здесь рисков для ВР нет», – высказывает свою точку зрения Александр Шток. Хотя, как следует из правил арифметики, минус на минус дает плюс. У «Роснефти» и ВР схожее положение на международной нефтяной арене. У «Роснефти» – в связи с делом ЮКОСа, у ВР – в связи с аварией в Мексиканском заливе, отмечает аналитик «Инвесткафе». Альянс может помочь им исправить ситуацию: в смысле и улучшения репутации, и повышения эффективности бизнеса.


Еще по теме