Top.Mail.Ru
архив

Автомобиль для миллионов

Спросите у среднестатистического американца: "Кто изобрел автомобиль?" И вам ответят: "Генри Форд". И пусть честь создания первой в мире безлошадной повозки принадлежит не ему, заблуждение соотечественников великого промышленника вполне простительно. Во всяком случае, Генри Форд сделал автомобиль транспортным средством миллионов. "Я создам автомобиль, который будет доступен любому", - любил повторять Форд. И в конце концов сделал это.

У истоков автомобильной столицы

16 июня 1903 года в пустующих цехах бывшего вагоностроительного завода на Мак Авеню в Детройте начала работу компания, которой суждено было превратить этот город в автомобильную столицу Америки. В числе 12 учредителей новоиспеченного предприятия были торговец углем, банкир, плотник, владелец магазина новых изобретений, хозяева мастерской по сборке двигателей и даже человек, делавший ветряные мельницы и помповые ружья. Убедить столь разношерстную компанию в перспективности нарождавшегося автомобильного бизнеса удалось сорокалетнему инженеру и изобретателю Генри Форду. Его имя и появилось над воротами завода.

Впрочем, уже через месяц акционеры стали терзаться вполне обоснованными сомнениями. Расходы, неизбежно сопутствующие любому предприятию на этапе становления, опустошили кассу Ford Motor Company, уменьшив ее первоначальный капитал с $28 тыс. до $223. При этом автомобили ранней модели "A", разрекламированные как "наиболее совершенные машины на рынке", не находили покупателей. Положение спас некий доктор Пфенниг из Чикаго, ставший первым клиентом компании, приобретя Ford A за $850.

То ли рука у врача с говорящей фамилией оказалась легкой, то ли судьба благоволила Форду, фанатично приверженному идее производства автомобилей, но дела компании резко пошли в гору. Свой первый год Ford Motor закончила с оборотом в $1,5 млн, причем почти четверть этой суммы оказалась чистой прибылью. Вскоре на вагоностроительном заводе становится тесно, и компания переезжает в значительно более просторное здание на пересечении улиц Пикет и Бобьен. Тогда же Генри Форд оставляет должность главного инженера компании, чтобы стать ее президентом.

Впрочем, несмотря на растущую популярность фордовских автомобилей и увеличивающиеся объемы продаж, над молодой компанией дамокловым мечом висела одна серьезная проблема. Звали ее Джордж Селден. Дело в том, что незадолго до описываемых событий предприимчивый Селден запатентовал "дорожные самодвижущиеся повозки", приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания. В целях защиты своего патента он организовал мощный синдикат для лицензирования избранных производителей и взыскания отчислений от каждой "безлошадной повозки", построенной или проданной в Америке.

Таким образом, не успели открыться двери завода на Мак Авеню, как синдикат Селдена подал в суд на Ford Motor, которая имела дерзость начать нелицензированный автобизнес. Другие - более сильные - автомобильные компании платили отчисления, предпочитая это риску связываться с синдикатом Селдена. Но Генри Форд был убежден, что патент на все дорожные транспортные средства, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, имеет не больше прав на существование, чем авторское право на табуретку.

В итоге после восьми лет судебных тяжб неутомимый Генри Форд отспорил-таки право производить и продавать свои "безлошадные повозки" без неправедных роялти. А заодно благодаря царствовавшему в США прецедентному праву освободил и все остальные существовавшие и будущие автомобильные компании от этой досадной помехи в развитии.

Автомобиль века

В 1903 - 1908 годах Фордом и его инженерами были разработаны 19 моделей, обозначавшихся подобно первенцу Ford Motor буквенными индексами (от "A" до "S"). Экспериментируя с различными типами передач, количеством цилиндров двигателя и его расположением, конструкторы пытались создать "универсальную машину", способную превратить автомобиль из дорогой игрушки для избранных в простое и надежное транспортное средство для всех. Насущную потребность в доступных автомобилях наглядно иллюстрировал простой факт: модель "N" - маленькая, легкая четырехцилиндровая машина за $500 продавалась не в пример лучше роскошного шестицилиндрового лимузина Ford K, стоившего $2500.

Пятилетние поиски "народного автомобиля" увенчались появлением легендарного Ford T, производство которого началось 1 октября 1908 года и продолжалось без малого двадцать лет. Только в первый год за заводские ворота выкатилось 10 660 этих машин - рекордное число для молодой автомобильной отрасли. Общий же объем производства "Лиззи", как любовно называли американцы Ford T, превысил 15 млн штук.

С началом производства Ford T Генри Форд отказался от других моделей, сконцентрировав все силы предприятия на этом дешевом, неприхотливом массовом автомобиле. В базовой комплектации машина стоила $260, а цена модели Ford T "в полном фарше" не превышала $400. Таких цен на автомобили мир еще не знал. Между тем Форд отнюдь не собирался работать в убыток. Дешевизна Ford T должна была компенсироваться громадными объемами производства и продаж. Изучив теорию научной организации труда Фредерика Тейлора, предлагавшего оптимизировать производство за счет упорядочения операций и устранения непроизводительных перемещений рабочих и продукции по цеху, Форд пришел к идее сборочного конвейера - идее, обессмертившей его имя.

Впервые прообраз поточной линии был испытан летом 1913 года на дочернем предприятии Ford Motor в Хайленд Парке, штат Мичиган. Шасси Ford T тянули вдоль импровизированных сборочных постов на обычной веревке. Новый метод позволил значительно сократить трудозатраты и время сборки. В конце концов с усовершенствованного конвейера в среднем каждые 10 секунд сходил новый Ford T.

Оставалось обеспечить массированные продажи. И здесь Генри Форд вновь поразил всю Америку, заявив в январе 1914 года, что отныне Ford Motor будет платить своим работникам не менее 5 долларов в день - это было вдвое больше существовавшего минимума. "Сокращать заработную плату - просто уменьшать количество ваших покупателей", - объяснил свое решение Форд.

Под гнетом депрессии

К 1927 году, когда, несмотря на неоднократные рестайлинги, время модели T все же закончилось, Ford Motor превратилась в гигантский индустриальный комплекс, который - без преувеличения - охватил весь мир. За годы невиданной экспансии компания передвинулась на более вместительные производственные площади в Хайленд Парке (1910); создала первое в отрасли дочернее сборочное предприятие в Канзас-Сити (1911); открыла новые заводы в Филадельфии, Миннеаполисе, Лонг-Айленд-Сити и Буффало (1913); начала производство грузовиков и тракторов (1917); начала строительство гигантского комплекса "Ривер Руж" в Дирборне (1917); организовала поточное производство противолодочных кораблей Eagle (1918), прославившихся в первой мировой; стала полной собственностью Генри Форда и его сына Эдзеля, который сменил отца на посту президента (1922); построила 196 аэропланов модели Ford 3-Motor для нужд первых американских авиакомпаний (1925).

Экономическим благополучием своей промышленной империи, равно как и многомиллионным личным состоянием, предприниматель был обязан легендарному Ford T. Однако изменившийся рынок диктовал новые условия игры, и летом 1927 года заводы Форда закрылись для переоснащения к выпуску новой модели.

Похоже, расставание со стариной T далось автомобильному королю нелегко. Иначе чем, кроме желания "начать жизнь с чистого листа", можно объяснить тот факт, что революционная новинка, сменившая на конвейере Ford T, вновь носила литеру "A"?

Впрочем, модель А образца 1927 года напоминала свою предшественницу лишь названием. Не был похож новый автомобиль и на аскетичный Ford T: благосостояние американцев стремительно росло, и покупатели отдавали предпочтение более мощным и роскошным машинам. Различные модификации Ford A выпускались около четырех лет. В общей сложности с конвейера сошло свыше 4,5 млн этих автомобилей.

Вынужденный отказ от архаичной "Лиззи" в пользу современного "европеизированного в смысле отделки кузова и его формы" Ford A обошелся Форду в $120 млн, затраченных на реконструкцию предприятий, подготовку к производству и раскрутку новой модели. При этом новинка по-настоящему стала окупать себя лишь в 1929 году: продав почти 2 млн автомобилей, компания выручила около $60 млн. Следующий год (благодаря массовым увольнениям и совершенствованию "потогонной системы") завершился примерно с теми же показателями. Однако в 1931-м Великая депрессия добралась и до Ford Motor: компания потеряла $53 млн, а в следующем году - еще $75 млн.

"Народные автомобили", не находившие сбыта у разоренных затяжным кризисом простых американцев, уступили на конвейерах Форда место роскошным лимузинам. Уже в апреле 1932 года компания представляет свою первую модель с двигателем V8 - Victoria, быстро нашедшую спрос среди обеспеченных слоев американского общества. Кстати, Ford была первой в США компанией, которой удалось успешно вместить 8 цилиндров в один объем. Эксперты заявляли Форду, что это невозможно. Но это было осуществлено за много лет до того, как конкуренты Форда смогли наладить поточное производство надежных 8-цилиндровых двигателей.

На военных рельсах

Производство гражданской продукции было неожиданно приостановлено в 1942 году, когда компании пришлось бросить все свои ресурсы на военные нужды. В рамках начатой Эдзелем Фордом гигантской военной программы в течение менее чем трех лет было выпущено 8,6 тыс. четырехмоторных бомбардировщиков B-24 Liberator, 57 тыс. авиационных двигателей и более четверти миллиона танков, противотанковых устройств и другой военной техники.

Эдзель Форд скончался в 1943 году, как раз в тот момент, когда его программа набирала максимальные обороты. Компанию вновь пришлось возглавить Генри Форду, который и оставался на посту президента до конца второй мировой войны, когда он подал в отставку во второй раз. Передав дела по управлению компанией внуку, Генри Форд тихо жил со своей женой Кларой в поместье Fair Lain в Дирборне до своей кончины 7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет.

Империю унаследовал старший внук патриарха - Генри Форд П, ставший президентом Ford Motor в сентябре 1945 года.

Военные заказы помогли компании удержаться на плаву. Однако с последним залпом второй мировой новоиспеченному главе Ford стало ясно, что без коренной реорганизации и децентрализации корпорация неминуемо падет под натиском конкурентов. Теряя по несколько миллионов долларов ежемесячно, Ford Motor и в самом деле была в критическом состоянии.

В 1948 году все основные производители автомобилей представили потребителю совершенно новые модели. После трехлетних модификаций моделей 1942 года зажиточная послевоенная Америка была готова к революции в автомобильном дизайне. 8 июня в нью-йоркской гостинице Waldorf Astoria с большой помпой был представлен Ford 1949 с кузовом сглаженных форм и независимой передней подвеской. Крылья впервые были интегрированы в корпус - нововведение, которое установило стандарт последующего автомобильного дизайна. Ford 49 дал компании импульс для достижения второго места в автомобилестроительной промышленности США. В 1949 году компания продала примерно 807 тыс. машин, что позволило поднять прибыль до $177 млн по сравнению с $94 млн в предыдущем году. По количеству проданных автомобилей это было высшим достижением с 1929 года.

Послевоенная программа реорганизации Генри Форда П быстро восстановила здоровье компании и инициировала программу экспансии, завершившуюся возведением на территории США 44 заводов, 18 сборочных линий, 32 складов запасных частей, двух больших полигонов и 13 исследовательских центров. Эта программа не только серьезно усилила позиции Ford на рынке транспортных средств, но и позволила пойти по пути диверсификации. Новыми видами бизнеса стали финансовый, связанный с покупкой автомобилей (Ford Motor Credit Company), страхование (American Road Insurance Company), производство запчастей (Ford Parts & Service Company), электроника, компьютеры, космические технологии и многое другое.

В январе 1956 года Ford Motor стала открытой акционерной компанией, и сегодня ею владеют примерно 700 тыс. акционеров.

"Мустанг" вытягивает компанию

В шестидесятые годы в фокусе компании оказалась молодежь. Молодой президент Кеннеди был во главе экономически здоровой Америки, находящейся на подъеме. Ford Motor почувствовала потребность рынка в недорогой новой спортивной машине, ориентированной на молодого покупателя. Ли Якокка, тогда генеральный менеджер Ford Division, лично "продал" неожиданную новую идею Генри Форду П и скептически настроенному финансовому департаменту. Начальные затраты составили всего $75 млн благодаря использованию существовавшего двигателя, трансмиссии и моста модели Falcon, а финансовая отдача превзошла все ожидания. Появление Mustang в 1964 году было подобно взрыву, когда толпы буквально осаждали автосалоны по всей стране. Такого интереса не наблюдалось с момента выпуска модели "А". Отточенный 4-местный Mustang 1965 модельного года стал любимцем Америки. Эти чувства способствовали продаже 100 тыс. Mustang в течение 100 первых дней. Общий объем продаж за год достиг 41 8812, намного превысив рубеж в 100 тыс. машин, предсказанный маркетинговыми исследованиями. После неудачи с Edsel (инновационным продуктом Ford конца пятидесятых) рекордные показатели по продажам Mustang в первый год и доход в 1 миллиард долларов стали необходимым для компании успехом.

Очередного успеха Ford Motor добилась сразу после экономического спада начала восьмидесятых. Взметнувшиеся цены на бензин и упавшие продажи заставили Ford создать автомобиль одновременно экономичный в плане потребления топлива и абсолютно новый по дизайну. Такой машиной стал Ford Taurus - автомобиль, ознаменовавший переход компании к новым направлениям в развитии автодизайна и установивший новые корпоративные стандарты качества. $3,5 млрд, поставленных на модель Taurus, не пропали даром. Завоевав в 1986-м титул "Автомобиль года", Taurus уже год спустя стал наиболее продаваемым автомобилем Америки.

Новаторский почин был продолжен Ford и в следующем десятилетии выпуском модели Ford Mondeo (в 1993 году) и обновленного Mustang. Выпущенный как модель 1994 года, Mustang быстро стал очередным хитом для покупателей. Модели Ford Contour и Mercury Mystique, североамериканские версии "мирового автомобиля" Mondeo, превзошли в продажах своих ближайших японских конкурентов на 88 тыс. машин в 1995 году. К концу десятилетия Ford Motor была готова к тому, чтобы увеличить долю новой продукции на 50%, сократить срок разработки на треть и уменьшить затратную часть на миллиарды долларов.

В майке мирового лидера

Ford Motor было всего год от роду, когда в 1904 году она положила начало своей зарубежной экспансии открытием скромного заводика в Уокервиле (в канадской провинции Онтарио) под названием Ford Motor Company of Canada Ltd. На сегодняшний день Ford владеет производственными, сборочными и дистрибутивными подразделениями в 30 странах мира; компания является лидером по продажам автомобилей за пределами Северной Америки. Сегодня Ford - крупнейший в мире производитель грузовиков, а суммарный объем выпуска грузовых и легковых автомобилей обеспечивает компании второе место в рейтинге крупнейших автомобилестроителей (после GM).

Помимо собственно Ford корпорации принадлежат такие известные в автомобильном мире имена, как Lincoln, Mercury, Volvo, Jaguar, Land Rover и Aston Martin. Кроме того, Ford владеет пакетами акций в компаниях Mazda Motor Corp. (33,4%) и Kia Motors (9,4%).

Еще по теме