Top.Mail.Ru
архив

Автострахование: этапы большого пути

Остаются считанные дни до вступления в силу закона об обязательном автостраховании. Ожидается, что его введение повлечет за собой создание гигантского нового рынка, емкость которого через пять лет превысит $2 млрд.

 

Статистика автострахования показывает, что россияне все больше стремятся передоверить свои дорожные страхи и риски профессионалам. Тем не менее для многих автовладельцев закон об обязательном автостраховании пока остается чем-то далеким и непонятным, а многие страховщики называют автострахование крайне убыточным бизнесом из-за большого размера выплат и расходов на ведение дел – затрат на содержание офиса, рекламу, печать полисов и др.

Хотя при этом сами страховщики традиционно называют автострахование «локомотивом», который тащит за собой весь бизнес по страхованию физических лиц. Ведь полис по автострахованию – самая популярная у населения страховка.

Как ни странно, развитие отечественного автострахования не останавливает даже изменения тарифной политики. Тенденцией прошлого года явился заметный рост интереса к автострахованию, хотя, по оценкам экспертов, в 2002 году тарифы по страхованию автомобилей выросли в среднем на 10 – 20%.

Гораздо большей проблемой, чем повышение тарифов, на сегодняшний день является отсутствие систематических широкомасштабных исследований в области качества обслуживания, оценка которого очень актуальна для рынка обязательного автострахования. Актуальность обусловлена тем, что сейчас, в период экономической стабилизации, когда банкротство крупнейших российских страховщиков становится менее вероятным, на первое место для автовладельца выходят риски, связанные с полным или частичным невыполнением компанией своих обязательств.

В течение долгого времени исследования, изучающие рейтинг страховщика, его финансовую устойчивость, проводились изредка и нерегулярно, а  потому не могли отразить полной картины происходящего. Отсутствие данных существенно затрудняло работу экспертов рынка страхования, что, несомненно, сказывалось на финансовых показателях субъектов рынка. Поэтому исследование, проведенное Международным институтом маркетинговых и социальных исследований ГФК «Русь» по заказу компании «Ингосстрах», стало знаковым событием для российского аналитического сообщества.

Социологический опрос среди автовладельцев 44 крупнейших городов России, проведенный в период зима 2002-го – весна 2003-го, показал весьма интересные результаты.

Всего в ходе исследования было опрошено 6924 человека, которым задавался вопрос относительно уровня обслуживания в компаниях, где они застрахованы. Вот как распределились мнения респондентов относительно российских компаний с наибольшими оборотами на рынке страхования населения.

Основными причинами неудовлетворенности потребителей страховых услуг были названы: необоснованный отказ в выплате возмещения – 25,6%, неполная выплата страхового возмещения – 23,1%, отсутствие требуемых страховых услуг – 22,2%, низкое качество обслуживания (бюрократия, волокита) – 19,7%, другое – 6,0%.

В числе наиболее известных страховых брэндов страны были названы «Ингосстрах», «Россгосстрах» и РОСНО. За счет высокого качества обслуживания потребителей «Ингосстраху» удалось добиться серьезного прогресса в части знания марки компании с подсказкой и без нее среди своих целевых групп.

Так, среди российских автовладельцев «Ингосстрах» практически сравнялся по знанию марки с «Росгосстрахом», ненамного уступая РОСНО. Уровень знания марки «Ингосстрах» без подсказки сейчас составляет 21,7% против 14,6% осенью прошлого года. По знанию марки с подсказкой «Ингосстрах» вышел на второе место, обогнав «Росгосстрах». Марку «Ингосстраха» с подсказкой сейчас знают 72,3% автомобилистов против 59,5% осенью прошлого года.

По качеству обслуживания клиентов «Ингосстрах» является лидером отечественного рынка: 47,5% его клиентов полностью удовлетворены качеством обслуживания, в то время как у РОСНО и «Росгосстраха» этот показатель составил 38,6% и 33,3% соответственно.

Социологический опрос показал достаточно низкий уровень культуры автострахования. Так, 72% респондентов не смогли определиться в выборе компании, в которой они хотели бы застраховать свою автогражданскую ответственность.

Из определившихся респондентов готовность к страхованию обязательной автогражданской ответственности в «Ингосстрахе» выразили 19,8%. По этому показателю «Ингосстрах» обогнал «Росгосстрах» (17,9%), но отстает от РОСНО (25,1%).

29% опрошенных заявили о том, что они приобретут полис у известного им страховщика, тогда как только 12% купят полис в ближайшем офисе любой компании или у любого страхового агента. Остальные потребители пока не определились с местом покупки полиса ОСАГО.

По мнению экспертов Российской ассоциации страховщиков, исследование, проведенное по заказу «Ингосстраха», является первой значительной работой подобного рода на российском рынке автострахования. И лишь регулярная публикация достоверной статистики сможет обеспечить нормальное функционирование закона об ОСАГО.

Еще по теме